Дело № 2-687/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011 года г. Унеча Унечский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Ручко М.Л., при секретаре Табуновой О.Н. с участием помощника прокурора Унечского района Ступак С.Л., представителя ответчика Унечской городской администрации Козыревой О.Н., представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД «Унечский» ФИО10 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского райсуда гражданское дело по иску и.о. прокурора Унечского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о признании незаконным бездействия администрации в части непринятия мер по организации уличного освещения и обязании организовать уличное освещение, У С Т А Н О В И Л: Исполняющая обязанности прокурора Унечского района Брянской области Кондратович Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением в защитуправ и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Унечской городской администрации в части непринятия мер по организации уличного освещения и обязании организовать уличное освещение, указывая в исковом заявлении, что прокуратурой была проведена проверка исполнения полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в части организации освещения дорог и улиц на территории Унечского городского поселения. Так в ходе проверки было установлено, что наружное уличное освещение полностью отсутствует на протяжении всей <адрес> в <адрес> на участке от автобусной остановки <адрес> до перекрестка с <адрес> и по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> на установленных опорах отсутствуют светильники. Ранее прокуратурой района принимались меры к понуждению администрации города устранить указанные нарушения, в частности, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Унечской городской администрации вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, где ставился вопрос о необходимости принятия мер к организации уличного освещения. Однако требования прокуратуры, как утверждается в иске, удовлетворены не были со ссылкой на отсутствие финансовой возможности. Длительное же бездействие ответчика в части непринятия мер по организации уличного освещения является условием, увеличивающим вероятность возникновения аварийных ситуаций. В связи с чем, и.о. прокурора Унечского района Брянской области Кондратович Л.И. просила суд в иске признать незаконным бездействие Унечской городской администрации в части непринятия мер по организации уличного освещения и обязать Унечскую городскую администрацию исполнить в полном объеме комплекс мер по организации уличного освещения на <адрес> и <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Унечского района Ступак С.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила обязать ответчика Унечскую городскую администрацию исполнить в полном объеме комплекс мер по организации уличного освещения. Представитель ответчика Унечской городской администрации Козырева О.А. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием в местном бюджете средств на данные цели. Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД «Унечский» ФИО6 считал заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. В силу п.п. 5 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 21 данной статьи также предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся также присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 6 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение» к вопросам местного значения муниципального образования относится, в частности, и организация освещения улиц. Унечская городская администрация является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования «Унечское городское поселение», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения ( ст.35 Устава). В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ст.12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Таким образом, обязанность содержания дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, возлагается на орган местного самоуправления. Согласно п.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221, устанавливается перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Согласно п. 4.6.3. данного Государственного стандарта доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Вместе с тем, согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого прокуратурой Унечского района, в том числе и с участием ведущего специалиста сектора архитектуры и градостроительства Унечской городской администрации ФИО7, было установлено, что уличное освещение полностью отсутствует на протяжении всей <адрес> в <адрес>. Уличное освещение отсутствует на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (на указанном участке на установленных опорах отсутствуют светильники). При этом на данном участке имеется 2 остановки общественного транспорта. Также уличное освещение полностью отсутствует на <адрес> на участке от автобусной остановки <адрес> до перекрестка с <адрес>. Согласно п.3.18 Государственного стандарта ГОСТ Р 52765-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст) стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.(Примечание - Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.) Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что администрацией допущено бездействие по исполнению указанных выше требований Федерального закона и Государственного стандарта РФ.Плохо освещенные участки улиц являются травмоопасными для граждан, способствуют росту количества автомобильных аварий. При этом недостаточное освещение и отсутствие освещения в необходимых местах, является одной из причин ухудшения обстановки не только в сфере безопасности дорожного движения, но и совершения преступлений в целом, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. Довод представителя ответчика о том, что в местном бюджете отсутствуют средства на данные цели, суд считает не состоятельным. Так из представленной ответчиком справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предусмотренное финансирование на уличное освещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не исполнено. Более того, долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Унечском городском поселении на период 2010-2014 годы и целевые установки на период до 2020 года», утвержденная постановлением Унечской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не исполняется. Соответствующие договора с ООО «Брянскрегионсбыт» заключены только ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенных выше обстоятельств, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом для устранения в полном объеме допущенного нарушения закона, требуется время. Прокурор по данному вопросу ссылался на усмотрение суда, поэтому суд, с учетом разумности и достаточности, считает необходимым предоставить срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить. Признать бездействие Унечской городской администрации по непринятию мер к организации надлежащего уличного освещения в <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> на участке от автобусной остановки «<адрес> до перекрестка с <адрес>, незаконным. Обязать Унечскую городскую администрацию организовать до ДД.ММ.ГГГГ надлежащее уличное освещение на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> на участке от автобусной остановки <адрес> до перекрестка с <адрес> в <адрес>. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2011 года. Председательствующий судья Ручко М.Л. Решение не вступило в законную силу
Тем самым, бездействие ответчика в части недостаточной организации и отсутствии уличного освещения на указанных улицах может явиться условием, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан.