Гр.дело №2-500 (2011г.) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Унеча «28» октября 2011 года Унечский районный суд Брянской области в составе: судьи Унечского районного суда Балыко А.Н. при секретаре Сухоруковой Е.Е., а также с участием помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда А.Н., представителя ответчика – Унечской городской администрации Брянской области Козыревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Унечского района Брянской области, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о возложении обязанности по принятию мер по постановке бесхозяйных объектов – гидротехнических сооружений на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, УСТАНОВИЛ: Прокурор Унечского района Брянской области Лебедько В.В. /далее по тексту Прокурор/ подал в Унечский районный суд Брянской области иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Унечской городской администрации Брянской области, в котором просит суд возложить на ответчика обязанность по принятию мер по постановке бесхозяйных объектов – гидротехнический сооружений, расположенных в городе Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча»; г. Унеча на реке «Медведка»; г. Унеча на ручье у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха»; Унечском районе в деревне Слобода – Селецкая на ручье, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Унечского района была произведена проверка, в ходе которой было установлено, что на территории Унечского городского поселения имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения (далее по тексту ГТС), а именно в городе Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча» располагается ГТС (плотина); г. Унеча на реке «Медведка» - ГТС (плотина); г. Унеча на ручье у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха» - ГТС (плотина); в деревне Слобода – Селецкая на ручье – ГТС (плотина). Данные объекты недвижимости не находится ни в федеральной собственности, ни в собственности субъекта РФ, ни в муниципальной собственности. Согласно информации главы Унечской городской администрации, данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйным. Поскольку гидротехнические сооружения являются бесхозяйными их обслуживание, ремонт никто не производит, что приводит к их разрушению, что в конечном итоге может привести (повлечь) к возникновению чрезвычайных ситуаций. В настоящем судебном заседании помощник прокурора Унечского района Коварда А.Н. в полном объеме поддержал заявленные требования, подробно обосновав свою позицию. Представитель ответчика – Унечской городской администрации, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Козырева О.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, подробно пояснив свои доводы. Представители третьих лиц: администрации Унечского района Брянской области, Отдела водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Приокского управления Ростехнадзора в настоящее судебное заседание не явились, суд, с согласия сторон, счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу. Прокуратурой Унечского района Брянской области была проведена на территории Унечского района проверка, в ходе которой на территории Унечского городского поселения Брянской области были обнаружены бесхозяйные гидротехнические сооружения: в городе Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча» располагается ГТС (плотина); г. Унеча на реке «Медведка» - ГТС (плотина); г. Унеча на ручье у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха» - ГТС (плотина); в деревне Слобода – Селецкая на ручье – ГТС (плотина). Гидротехническое сооружение (плотина и водосброс) является объектом недвижимого имущества, и является самостоятельным объектом права, при этом гидротехнические сооружения неразрывно связаны с земельным участком, на котором они расположены. В судебном заседании достоверно было установлено, что именно на территории Унечского городского поселения расположены гидротехнические сооружения: в городе Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча» располагается ГТС (плотина); г. Унеча на реке «Медведка» - ГТС (плотина); г. Унеча на ручье у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха» - ГТС (плотина); в деревне Слобода – Селецкая на ручье – ГТС (плотина), что подтверждается представленными суду документами, в том числе кадастровыми паспортами, техническими паспортами на данные сооружения, что и не оспаривается ответчиком. Из письменного ответа за подписью главы Унечской городской администрации Гурзо В.В., адресованного на имя прокурора Унечского района, исследованного в судебном заседании, следует, что вышеуказанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными (л.д.8-9). Согласно данных из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управления имущественных отношений Брянской области следует, что данные спорные гидротехнические сооружения в реестре государственного имущества Брянской области не значатся, они не находится ни в федеральной собственности, ни в собственности субъекта РФ, ни в муниципальной собственности. И так, в судебном заседании установлено, что на территории Унечского городского поселения расположены гидротехнические сооружения: в г. Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча» располагается ГТС (плотина), в г. Унеча на реке «Медведка» - ГТС (плотина), в г. Унеча на ручье у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха» - ГТС (плотина), в деревне Слобода – Селецкая на ручье – ГТС (плотина), которые являются бесхозяйными и на учете в федеральной службе государственной регистрации, как бесхозяйные недвижимые вещи, не стоят, что подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается в судебном заседании ответчиком. Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно Устава МО Унечское городское поселение к вопросам местного значения муниципального образования относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования (ст.6 Устава). В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей, Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс чрезвычайных мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Статьями 7,11,24 указанного закона определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580). На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п.4, п.5 Положения). Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, по убеждению суда, данные бесхозяйные гидротехнические сооружения должны быть поставлены на учет в орган осуществляющим государственную регистрацию, и именно должны быть поставлены по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то есть Унечской городской администрации, следовательно, иск прокурора Унечского района подлежит удовлетворению. Ссылка же представителя ответчика на тяжелое материальное положение, по убеждению суда является не состоятельной, поскольку в судебном заседании установлено, что в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ по заказу администрации Унечского района ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» в настоящее время в полном объеме изготовлены кадастровые паспорта, технические паспорта с планами земельных участков на эти 4 бесхозяйных гидротехнических сооружения, то есть никаких финансовых затрат для изготовления технической документации на эти спорные объекты и постановке их на учет, Унечской городской администрации не требуется, и данная техническая документация будет направлена в Унечскую городскую администрацию для представления их вместе с заявлением в орган осуществляющим государственную регистрацию, с целью постановки их на учет. Утверждение же представителя ответчика о том, что данные ГТС являются неотъемлемой частью водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в силу норм действующего законодательства эти ГТС связаны общим назначением и они без водных объектов не могут использоваться в соответствии со своим целевым назначением, следовательно, по утверждению представителя ответчика, данные ГТС должны находится в федеральной собственности и Унечская городская администрация не обязана ставить их на учет и принимать в собственность, по убеждению суда является несостоятельным, поскольку прокурор и не предъявлял искового требования о возложении обязанности на ответчика зарегистрировать право собственности, он просит суд возложить обязанность по принятию мер по постановке этих бесхозяйных объектов на учет. Также, в судебном заседании установлено, что право пользования этими водными объектами и право собственности на эти водные объекты в государственном водном реестре не зарегистрированы, что подтверждается представленной суду справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела водных ресурсов по Брянской области Федерального агентства водных ресурсов. Данные гидротехнические сооружения являются объектами недвижимого имущества, бесхозяйными вещами и являются самостоятельным объектом права, при этом эти сооружения неразрывно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и по убеждению суда данные бесхозяйные недвижимые объекты должны быть поставлены на учет Унечской городской администрацией, на территории которой находятся эти объекты. С учетом обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок исполнения решения до 15 декабря 2011 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Иск прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить. Обязать Унечскую городскую администрацию Унечского городского поселения Брянской области принять меры по постановке бесхозяйных объектов – гидротехнических сооружений, расположенных: в городе Унеча по ул. Ленина на реке «Унеча», в городе Унеча на реке «Медведка», в городе Унеча на ручье б/н у территории МУК «Унечский городской парк культуры и отдыха», в деревне Слобода – Селецкая на ручье, на учет в Унечский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в срок до 15 декабря 2011 года. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Унечского районного суда А.Н. Балыко Решение суда не вступило в законную силу.