о понуждении к совершению действий



Дело № 2-590/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Унеча 22 ноября 2011

Унечский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.,

при секретаре Марченко Г.В.

с участием помощника прокурора Унечской районной прокуратуры Коварда А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унечского района к администрации муниципального образования «Высокское сельское поселение» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Унечского района подан в суд иск администрации

муниципального образования «Высокское сельское поселение» о признании незаконным бездействия в части неосуществления полномочий по постановке на баланс Высокского сельского поселения колодца, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, а также о возложении на ответчика обязанности поставить на баланс Высокского сельского поселения указанный колодец.

При этом истец ссылается на то, что ответчик не может использовать установленные законом полномочия, поскольку колодец не находится на балансе администрации сельского поселения. В этом водоисточнике не осуществляется производственный контроль за качеством воды, не проводятся мероприятия по очистке, дезинфекции, отсутствует контроль за санитарно-техническим состоянием, хотя вода из него используется населением для питьевых целей и хозяйственно-бытовых нужд, что в свою очередь может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.

Бездействие ответчика в части неосуществления полномочий по постановке на баланс администрации сельского поселения данного колодца, нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся колодцем, поскольку неосуществление надлежащего обслуживания колодца ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах в судебное заседание не явился, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебные заседания не явился, хотя был надлежащим образом и своевременно уведомлен о дне и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями о получении судебных повесток. Доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не предоставлено.

Неоднократную неявку представителя ответчика в судебные заседания суд расценивает как злоупотребление ответчиком своим правом и признает причины его неявки неуважительными, считает возможным продолжить рассмотрение дела в его отсутствие, а также в отсутствие представителя третьего лица.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца, суд пришел к следующему.

Прокуратурой Унечского района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Унечского района действующего законодательства в сфере организации водоснабжения населения, в том числе соблюдения гигиенических требований к качеству воды децентрализованного водоснабжения.

Установлено, что в границах Высокского сельского поселения находится <адрес>. В данной деревне централизованное водоснабжение отсутствует. В то же время, имеется один источник нецентрализованного водоснабжения — колодец, расположенный по <адрес> у <адрес>. Снабжение жителей этой деревни водой осуществляется только из указанного колодца. Данный колодец является общественным, предназначен для использования неопределенным кругом лиц. Указанный колодец на балансе органов местного самоуправления района и сельского поселения, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения, не находится. Организации, обслуживающей данный колодец не имеется. Фактически, ответственность за надлежащее содержание этого колодца и обеспечение гигиенических требований к качеству воды в данном колодце никто не несет.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправлении в Российской Федерации призвано обеспечивать самостоятельное решение вопросов местного значения.

Как следует из ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения определяются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункта 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного значения поселения. Это же указано и в ст. 6 Устава Высокского сельского поселения.

Статьей 37 данного закона определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Ответчик, Высокская сельская администрация, наделена данными полномочиями в соответствии с Уставом Высокского сельского поселения. Следовательно, ответчик должен обеспечивать надлежащее снабжение водой жителей указанной деревни.

Ответчиком не принималось мер по принятию на баланс сельского поселения вышеуказанного колодца. В настоящее время не имеется лица, ответственного за надлежащее содержание данного колодца.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьями 1, 11, 20 и 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условий его жизнедеятельности. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ст. 18 данного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Пунктом 1.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды

нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» определенно, что настоящие «Санитарно - эпидемиологические правила и нормы» подготовлены на основании

Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной санитарно-

эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании» и имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования.

В соответствии с пунктами 3.3.2.-3.3.4., 5.5.-5.6., 6.2. данных Санитарных правил оголовок (надземная часть) колодца должна иметь крышку, отмостку, колодец должен быть огорожен, иметь навес и скамью для ведер. Чистка колодца должна производиться не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования колодца, после каждой чистки должна производиться его дезинфекция. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения должно поводиться систематическое санитарное обследование колодцев, оборудования и

прилегающей территории.

Ответчик не может использовать установленные законом полномочия, поскольку колодец не находится на балансе администрации сельского поселения. В этом водоисточнике не осуществляется производственный контроль за качеством воды, не проводятся мероприятия по очистке, дезинфекции, отсутствует контроль за санитарно-техническим состоянием, хотя вода из него используется населением для питьевых целей и хозяйственно-бытовых нужд, что в свою очередь может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.

Бездействие ответчика в части неосуществления постановки на баланс администрации сельского поселения данного колодца, нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся колодцем, поскольку неосуществление надлежащего обслуживания колодца ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Сложившееся бездействие сельской администрации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания граждан, в которой в силу ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» не должно присутствовать вредное воздействие факторов среды обитания на человека и должны обеспечиваться благоприятные условия его жизнедеятельности.

Поскольку нарушения вышеперечисленных требований действующего законодательства создают постоянную возможную угрозу для жизни и здоровья жителей деревни и других граждан, этим нарушаются их права и законные интересы на охрану жизни и здоровья, предусмотренные статьёй 41 Конституции Российской Федерации.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц -жителей указанного населенного пункта, а также лиц, временно пребывающих на его территории.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Высокской сельской администрации Высокского сельского поселения <адрес> в части
неосуществления полномочий по постановке на баланс Высокского сельского поселения
колодца, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> у <адрес>.

Обязать Высокскую сельскую администрацию Высокского сельского поселения Унечского района Брянской области поставить на баланс Высокского
сельского поселения колодец, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> у <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.Н. Поставнева

Решение не вступило в законную силу.