Дело № 2-792/2011 (2-37/2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 января 2012 года г.Унеча. Унечский районный суд Брянской области в составе: судьи Дмитриева А.Н., при секретаре Татуйко Т.А., а также с участием помощника прокурора Унечского района Коварда А.Н., представительницы ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Унечского района Брянской области Лебедько В.В., поданного в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении на данный орган местного самоуправления обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Унечского района Брянской области Лебедько В.В. подал в суд иск в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении на данный орган местного самоуправления обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения, а именно: обязать Унечскую городскую администрацию в соответствии с требованиями п. 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 и п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 нанести дорожную горизонтальную разметку на улицах <адрес>: по <адрес> на расстоянии 0,68 км; <адрес> на расстоянии 2,77 км; <адрес> на расстоянии 1,5 км; <адрес> на расстоянии 0,7 км; <адрес> на расстоянии 0,2 км; <адрес> на расстоянии 0,3 км; <адрес> на расстоянии 0,4 км; <адрес> на расстоянии 0,5 км; <адрес>, на расстоянии 2,4 км; а также обязать Унечскую городскую администрацию в соответствии с требованиями п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 ликвидировать выбоины и просадку полотна на <адрес> в <адрес>. В иске утверждается, что прокуратурой Унечского района была произведена проверка исполнения требований законодательства РФ о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при осуществлении мероприятий по организации дорожного движения, наличию необходимых элементов обустройства автомобильных дорог на территории г. Унеча Брянской области. В ходе этой проверки установлено: сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Унечский» в связи с неудовлетворительным состоянием проезжей части улично-дорожной сети г. Унеча и несоответствием требованиям ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004, главе Унечской городской администрации было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Главе Унечской городской администрации ФИО4 предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения нарушений ГОСТ Р 52289-2004 (Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств), ГОСТ Р 50597-93 (Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения БДД): нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> в <адрес> (0,68 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (2,77 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (1,5 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (0,7 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (0,2 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (0,3 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (0,4 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (0,5 км); нанести дорожную горизонтальную разметку по <адрес> (2,4 км); ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по <адрес> просадку асфальтного полотна по <адрес>; ликвидировать выбоины в дорожном покрытии, от переулка Куйбышева – <адрес>, <адрес> - до пересечения с <адрес>, и просадки асфальтного полотна на <адрес>, 100 в <адрес> (где установлены люки водоканала); ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по всей длине <адрес> до парка <адрес> (от перекрестка с <адрес> до <адрес>); ликвидировать выбоины в дорожном покрытии по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Унечский» была проведена контрольная проверка содержания улично-дорожной сети г. Унеча, в ходе которой было установлено, что выявленные недостатки устранены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Унечской городской администрации ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Унечский» была проведена контрольная проверка содержания улично-дорожной сети г. Унеча, которой было установлены нарушения ГОСТ Р 50597-93 (Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Главе Унечской городской администрации ФИО4 было выдано предписание №, согласно которому должностному лицу ФИО4 предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить недостатки, выявленные в ходе проверки. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Унечский» снова была проведена контрольная проверка содержания улично-дорожной сети г. Унеча по выполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, которой было установлено, что выявленные недостатки устранены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Унечской городской администрации ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. По убеждению прокурора в нарушение требований законодательства Россиской Федерации (положений Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»), Унечская городская администрация не исполняет должным образом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, а именно: Унечской городской администрацией до настоящего времени не исполнены требования, указанные в предписаниях ОГИБДД МО МВД России «Унечский», касающиеся устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004. Представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Унечский» и МУП «Благоустройство» Унечского района, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, считая их неявку неуважительной, решил рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных представителей третьих лиц. В судебном заседании помощник прокурора Унечского района Коварда А.Н. уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать Унечскую городскую администрацию в соответствии с требованиями п. 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 и п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 нанести дорожную горизонтальную разметку на улицах <адрес>: по <адрес> на расстоянии 0,68 км; <адрес> на расстоянии 2,77 км; <адрес> на расстоянии 1,5 км; <адрес> на расстоянии 0,7 км; <адрес> на расстоянии 0,2 км; <адрес> на расстоянии 0,3 км; <адрес> на расстоянии 0,4 км; <адрес> на расстоянии 0,5 км; <адрес>, на расстоянии 2,4 км, а также обязать Унечскую городскую администрацию в соответствии с требованиями п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по <адрес>, возле <адрес>, ликвидировать выбоины в дорожном покрытии от переулка Куйбышева до <адрес>, возле домов №, №, №-до пересечения с <адрес>, и просадки асфальтного полотна на <адрес>, возле домов №, № (где установлены люки водоканала), ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по всей длине <адрес> до парка <адрес>, от перекрестка с <адрес> до <адрес>, ликвидироватть выбоины в дорожном покрытии <адрес>, от <адрес> до <адрес>. ФИО5 – представительница ответчика Унечской городской администрации иск не признала, пояснив при этом, что исковые требования прокурора являются обоснованными: действительно дороги и улицы города, указанные в иске нуждаются и в нанесении на них дорожной горизонтальной разметки, и в ремонте, но у Унечской городской администрации не хватает для этого денежных средств. Дороги, о которых идет речь в иске прокурора, относятся к дорогам местного значения и обязанность их содержать возложена на Унечскую городскую администрацию, но бюджетных средств для этого не имеется. Выслушав объяснения помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда А.Н., представительницы ответчика Унечской городской администрации Брянской области ФИО5, допросив свидетелей ФИО6, ФИО7, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему. В соответствии с п. 3 ст. 4 и п. 1-2 ст.35 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение» Унечская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом указанного муниципального образования и обладает правами юридического лица. Согласно п.5 ст.6 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение», к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям же органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.08.2011). Таким образом, Унечская городская администрация - исполнительно- распорядительный орган муниципального образования «Унечское городское поселение» должна, в частности, осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах этого муниципального образования. Административным же центром указанного муниципального образования является, в силу ст.1 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение», город Унеча. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а поэтому обязанность ответчика Унечской городской администрации по осуществлению дорожной деятельности распространяется и на автомобильные дороги местного значения, находящиеся в г. Унеча. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения"). Согласно п. 3.1.1 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» (утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Кроме того, согласно п. 6.1.1 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст) (ред. от 12.11.2010) разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях – на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств (п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004). В процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597 (п. 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004). Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии) (п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25 % - термопластичными массами (п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93). При этом светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать требованиям, указанным в п. 4.2.4 ГОСТ Р 50597-93. Вместе с тем, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Унечский» проверки исполнения требований законодательства РФ о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при осуществлении мероприятий по организации дорожного движения, наличию необходимых элементов обустройства автомобильных дорог на территории г. Унеча Брянской области, было выявлено неудовлетворительное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Унеча и несоответствие требованиям «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», (утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221) и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст) (ред. от 12.11.2010). В связи с выявленными недостатками главе Унечской городской администрации было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностному лицу ФИО4 предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения нарушений ГОСТ Р 52289-2004, а также ГОСТ Р 50597-93 устранить данные нарушения. Однако данное предписание ОГИБДД МО МВД России «Унечский», как и последующее предписание ОГИБДД МО МВД России «Унечский» № от ДД.ММ.ГГГГ Унечской городской администрацией исполнено не было. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с ч. 3 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения") к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, согласно ст. 44 Устава муниципального образования « Унечское городское поселение» органы местного самоуправления муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в г. Унеча возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования «Унечское городское поселение». Вместе с тем суд не принимает во внимание доводы представительницы ответчика Унечской городской администрации – ФИО5, касающиеся неудовлетворительного финансового положения Унечской городской администрации и муниципального образования «Унечское городское поселение» в целом, являющимся препятствием к исполнению требований законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, поскольку соблюдение физическими и юридическими лицами требований, установленных федеральными законами и принятыми на основании этих законов нормативными правовыми актами, является обязанностью, не выполнение которой преследуется действующим законодательством и может, в частности, повлечь и гражданско-правовую ответственность. Более того, выполнение этой обязанности не ставится законодателем в зависимость от финансового положения конкретного юридического лица. При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения в области содержания автомобильных дорог г. Унеча установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, деятельности по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, может повлечь возникновение дорожно- транспортных происшествий и причинение вреда гражданам муниципального образования «Унечское городское поселение» и другим лицам. Кроме того, суд приходит к выводу о целесообразности установить срок исполнения обязательства – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Унечского района Брянской области Лебедько В.В., поданный в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении на данный орган местного самоуправления обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения, удовлетворить. Обязать Унечскую городскую администрацию в соответствии с требованиями «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» нанести дорожную горизонтальную разметку на улицах <адрес>: по <адрес> на расстоянии 0,68 км; <адрес> на расстоянии 2,77 км; <адрес> на расстоянии 1,5 км; <адрес> на расстоянии 0,7 км; <адрес> на расстоянии 0,2 км; <адрес> на расстоянии 0,3 км; <адрес> на расстоянии 0,4 км; <адрес> на расстоянии 0,5 км; <адрес>, на расстоянии 2,4 км, а также ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по <адрес>, возле <адрес>, ликвидировать выбоины в дорожном покрытии от переулка Куйбышева до <адрес>, возле домов №, №, №, до пересечения с <адрес>, и просадки асфальтного полотна <адрес>, возле домов №, № (где установлены люки водоканала), ликвидировать выбоину в дорожном покрытии по всей длине <адрес> до парка <адрес>, от перекрестка с <адрес> до <адрес>, ликвидировать выбоины в дорожном покрытии <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Дмитриев А.Н. Решение не вступило в законную силу.