о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным



Дело № 2-191/2011

Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Унеча 18 марта 2011 года

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Изотовой Л.И., при секретаре Говоровой Т.П.,

с участием представителей истицы Башмаковой Е.Г. - адвоката Брацуна А.В., ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда <адрес> гражданское дело по иску Башмаковой Е Г к Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения Унечского района Брянской области о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Башмакова Е.Г., 1920 года рождения, вдова умершего участника Великой Отечественной войны, в лице своего представителя по доверенности ФИО4, обратилась в суд с иском к Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения Унечского района Брянской области о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, утверждая, что она до 2007 года имела в собственности жилой дом общей площадью 38,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Согласно договору дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по вышеуказанному адресу стала дочь - ФИО4 Полагая, что она, истица, имеет право в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года на улучшение жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявления к ответчику. Старогутнянская сельская администрация распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р и письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала ей в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на намеренное ухудшение ею своих жилищных условий. Считая отказ необоснованным, истица просит суд признать распоряжение Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №- р «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся» незаконным и обязать Старогутнянскую сельскую администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представители Башмаковой Е.Г. – адвокат Брацун А.В. и выступающая по доверенности ФИО4, уточнили требования: просили суд обязать ответчика поставить на учёт Башмакову Е.Г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (со дня подачи ею заявления в Старогутнянскую сельскую администрацию).

Представитель ответчика Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения Унечского района Брянской области ФИО3 представила заявление о рассмотрении дела без её участия, на предыдущем судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что администрацией в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Башмаковой было отказано правомерно, так как она намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив дом своей дочери ФИО4 уже после Закона Брянской области № 37-З ФЗ « О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области» от 09.06.2006 года.

Представитель третьего лица Департамента по строительству Брянской области в судебное заседание не явился, направил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей истицы, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Эти нормативные акты, применительно к данному делу, содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий. Так гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Башмакова Е Г, 1920 года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для вдов участников Великой Отечественной войны. Возможность обеспечения её жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства.

В связи с чем Башмакова Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Старогутнянскую сельскую администрацию Старогутнянского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, истица предоставила вместе с заявлением о постановке на учёт перечень всех необходимых документов.

Рассмотрев поступившее заявление Башмаковой Е.Г., Старогутнянская сельская администрация своим распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. ст. ст. 53, 54 п. 1 п.3 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 п. <адрес> №-З от ДД.ММ.ГГГГ, отказала ей в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в помещениях муниципального жилищного фонда, ссылаясь на намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий путём отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома своей дочери по договору дарения.

В протоколе № жилищной комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что «Башмакова Е.Г. проживает совместно с дочерью и является членом семьи дочери, состав семьи 5 человек». Как видно из содержания данного протокола, при принятии решения жилищная комиссия руководствовалась положениями ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения жилищных условий.

Статья 54 ЖК РФ содержит перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установлено, что администрацией проводилось обследование материально-бытовых условий проживания вдовы участника ВОВ, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Башмакова Е.Г. состав семьи имеет из 5 человек и нуждается в улучшении жилищных условий.

Башмакова не имеет собственного жилья, по данным Управления Федеральной регистрационной службы Брянской области за ней не зарегистрировано право собственности на квартиру, жилой дом ( их часть или долю).

В судебном заседании установлено, что Башмакова Е.Г. в 2007 году подарила жилой дом общей площадью 38.2 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, своей дочери ФИО4, что подтверждается договором дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области.

В доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрировано и проживает на протяжении длительного времени 5 человек: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( истица), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( дочь истицы), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (зять истицы), ФИО5 ( внук), что подтверждается сведениями из похозяйственной книги №, лицевой счёт № за ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно решению главы Старогутнянского сельского поселения Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, учетная норма площади жилого помещения на территории Старогутнянского сельского поселения на одного члена семьи установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения.

Применительно же к рассматриваемому делу, поскольку в вышеуказанном доме фактически проживают на протяжении длительного времени пять человек, общая площадь дома на момент обращения с требованиями к ответчику о постановке на учёт составляла 38,2 кв.м.. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 7,76 кв.м., что ниже учетной нормы.

Суд также обращает внимание на то, что в настоящий момент в связи с возведением пристройки к дому, что подтверждается разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и техническим и кадастровым паспортами, фактически общая площадь жилого дома составляет 58,5 кв.м, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи - 11,7 кв.м., что по - прежнему ниже учетной нормы.

На основании п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ истица Башмакова является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ она должна быть принята на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что истица Башмакова подарила жилой дом до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Президентом РФ Указа «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».

Довод ответчика о том, что Башмакова, подарив данный жилой дом, намеренно ухудшила свои жилищные условия, судом не принимается во внимание, поскольку в 2007 года она не могла знать о том, что государство расширит меры социальной поддержки по обеспечению жильём вдов участников ВОВ, выделяя данную категорию граждан из общего порядка предоставления жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации..

Ссылка представителя ответчика на Закон Брянской области № 37-З ФЗ « О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области» от 09.06.2006 года является несостоятельной, поскольку право на предоставление жилья возникло у истицы в силу Федерального закона РФ "О Ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

При таких обстоятельствах нарушенное право истицы подлежит восстановлению. Распоряжение Старогутнянской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе Башмаковой Е.Г. в постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда следует признать незаконным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжение Старогутнянской сельской администрации Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Башмаковой Е Г, вдове участника Великой Отечественной войны, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.

Старогутнянской сельской администрации <адрес> в течение 10 дней поставить ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдову участника Великой Отечественной войны, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Изотова Л.И.