Решение о включении в стаж специальных периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости



Дело № 2-202/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 года г. Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе:

судьи Дмитриева А.Н.,

при секретаре Татуйко Т.А.,

а также истца Азаренко В.С.,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о признании действий этого учреждения незаконными и наложении обязательства включить конкретный период трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Азаренко В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о признании действий этого учреждения незаконными и наложении обязательства включить конкретный период трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В иске Азаренко утверждает, что он обратился в указанный пенсионный орган с заявлением о разъяснении вопросов, касающихся возможности назначения ему досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении таковой пенсии, а также было разъяснено, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости у него отсутствует, так как не подлежит зачету в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО («Унечского территориального медицинского объединения»).

Считая, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области (далее Управление Пенсионного фонда), незаконно отказало во включении в стаж работы по специальности периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Азаренко В.С. и просит суд признать отказ вышеуказанного учреждения во включении в специальный стаж вышеуказанного периода работы его в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО незаконным, а также обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе <адрес> засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет период работы его медицинской сестрой палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Азаренко В.С. поддержал заявленные исковые требования.

ФИО4 – представительница ответчика Управления Пенсионного фонда считает: исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из изложенных положений закона следует: досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности и – времени занятия этой деятельностью в специальных учреждениях. Применительно к истцу Азаренко В.С. такая пенсия может быть ему назначена при наличии у него 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании установлено: согласно записям в трудовой книжке истец Азаренко В.С. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером <адрес> медицинского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – судовым фельдшером в отделе судовой медицины <адрес> центральной бассейновой больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером <адрес> медицинского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером Коробоничского медицинского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время – медицинской сестрой палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО (в настоящее время Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Унечская центральная районная больница» (сокращенно ГБУЗ «Унечская ЦРБ»)).

ДД.ММ.ГГГГ истец Азаренко В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Однако письмом пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа. Включенные в специальный стаж периоды работы составили 27 лет 11 месяцев 2 дня. Причем, в решении пенсионного органа было указано, что не подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО («Унечского территориального медицинского объединения»), так как «наименование учреждения «Унечское территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых даёт право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а согласно п.1 Правил, утвержденных данным постановлением, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть засчитана работа, в одном из структурных подразделений, перечисленных в п.1 Правил, участковая больница среди структурных подразделений не предусмотрена».

По мнению суда, Управление Пенсионного фонда необоснованно не включило истцу Азаренко В.С. в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой палатной <адрес> участковой больницы Унечского муниципального учреждения здравоохранения «Унечское территориальное медицинское объединение» (сокращенно: Унечское ТМО). К такому выводу суд пришёл исходя из следующего.

Наименование учреждения «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449. Вместе с тем, в соответствии с действующими в настоящий момент указанными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке в лечебно-профилактических структурных подразделений территориальных медицинских объединений вне зависимости от времени выполнения такой работы.

В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал медицинской сестрой палатной ДД.ММ.ГГГГ участковой больницы Унечского ТМО. В данный период истец осуществлял лечебную (врачебную) деятельность по охране здоровья населения, работая на полную ставку, полный рабочий день.

Кроме того, муниципальное учреждение здравоохранения «Унечская центральная районная больница»без изменения статуса и вида деятельности неоднократно переименовывалась: на основании Решения исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ «Унечская ЦРБ» переименована в «Унечское территориальное медицинское объединение» (далее Унечское ТМО), впоследствии без изменения статуса и вида деятельности Унечское ТМО было переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения Унечская центральная районная больница, а в настоящее время в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Унечская центральная районная больница», сокращенно ГБУЗ «Унечская ЦРБ». Однако, данные учреждения являются лечебными и предметом их деятельности является предоставление медицинских услуг. Следовательно, те обстоятельства, что в спорный период времени ни характер работы, ни обязанности истца при переименовании медицинского учреждения не менялись, суд принимает во внимание.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются записями в трудовой книжке, и другими материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными п.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), и применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Таким образом, пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения) назначается в зависимости от вида деятельности и исполняемых работником обязанностей, но не от формального наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях.

Между тем, районная больница включена в Список учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1066.

Более того, согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ № 38 от 14.05.2001 года «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию, за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона (Закон РФ № «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1). Указанное постановлением № 464 было признано утратившим силу только постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, т.е. действовало по 13.11.2002 года.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства в РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Правовая позиция Конституционного Суда РФ исходит из того, что если по действующему в настоящее время законодательству какой-либо период работы не подлежит включению в стаж, а по ранее действовавшему законодательству, в период действия которого лицо работало, указанный период включался в стаж, то должно применяться ранее действовавшее законодательство. Если же в настоящее время данный период подлежит включению в стаж, то должно применяться действующее законодательство.

Кроме того, согласно п.9 постановления № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы с учетом которой может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода работы, подлежащего, по его мнению, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Указанные разъяснения означают, что, применимо к настоящему иску необходимо учитывать следующее: вопрос о виде (типе) учреждения (организации), должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения (<адрес> участковой больницы Унечского ТМО («Унечского территориального медицинского объединения»), в котором истец Азаренко В.С. работал.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем представителем ответчика не представлено суду доказательств того, что Унечское ТМО – не является лечебным учреждением, а также того, что истец, в спорный период, работая в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО не осуществлял лечебную (врачебную) деятельность, в то время, как представленные и исследованные в судебном заседании, истцом доказательства, напротив свидетельствуют об осуществлении им лечебной (врачебной) деятельности в указанный период работы в учреждении, являющимся лечебным учреждением.

Так, согласно Устава муниципального учреждения здравоохранения «Унечское территориальное медицинское объединение» вытекает: данное учреждение, имеющее сокращенное название Унечское ТМО, является юридическим лицом и правопреемником Унечской центральной районной больницы, и имеет в своем составе, в том числе обособленное подразделение – <адрес> участковая больница, предметом деятельности которого является осуществление таких видов медицинской деятельности, как: скорая неотложная медицинская помощь; амбулаторно-поликлиническая помощь; стационарная помощь; диагностика. Осуществление же истцом в спорный период работы лечебной деятельности подтверждается функциональными обязанностями медицинской сестры участковой больницы.

В связи с изложенным суд считает установленным, что Унечское ТМО - лечебное учреждение, а работа Азаренко В.С. в этом учреждении здравоохранения относится, к лечебной деятельности. Поэтому период работы Азаренко В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой палатной <адрес> участковой больницы Унечского ТМО должен быть отнесён к лечебной деятельности по охране здоровья населения и подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

При указанных обстоятельствахпериод работы истца Азаренко В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы «Унечского территориального медицинского объединения» подлежит зачету в специальный стаж.

На основании изложенного суд считает, что исковое заявление Азаренко В.С. подлежит удовлетворению, а именно: подлежат признанию незаконными действия ответчика по отказу во включению в интересах истца Азаренко В.С. в специальный стаж периода его работы в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы «Унечского территориального медицинского объединения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на ответчика должны быть наложены обязанности по включению в специальный стаж истца вышеуказанного периода работы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о признании действий этого учреждения незаконными и наложении обязательства включить конкретный период трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области по отказу во включению в интересах истца ФИО1 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы ФИО1 в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы «Унечского территориального медицинского объединения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области засчитать ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по выслуге лет, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной <адрес> участковой больницы «Унечского территориального медицинского объединения».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Судья Дмитриев А.Н.

Решение не вступило в законную силу.