о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-462/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Унеча 21 августа 2012

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Марченко Г.В.

с участием старшего помощника прокурора Унечской районной прокуратуры Литвиновой В.Н., ФИО8 представителя ответчика Левдик А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Унечского района Брянской области, поданного в защиту прав и интересов ФИО9 к Администрации Унечского района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района обратился в суд, в защиту прав и интересов ФИО2, с исковым заявлением к Администрации Унечского района Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Унечское городское поселение» Унечского района Брянской области в срок не более 180 дней со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что ФИО2 имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании прокурор и ФИО2 поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Унечского района Брянской области исковые требования признал частично.

Представители третьих лиц Управления Федерального казначейства по Брянской области, Администрации Брянской области в судебное заседание не явились, хотя были своевременно и надлежащим образом уведомлены о дне судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями о получении судебных повесток.

Представитель третьего лица Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения в судебное заседание не явился, предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родителями являлись ФИО6 и ФИО2

Мать умерла ДД.ММ.ГГГГ ( свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ), отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ ( свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением Администрации Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За ФИО2 закреплено право на проживание в домовладении, находящемся по адресу: <адрес>, что подтверждается и Распоряжением Администрации Старогутнянского сельсовета Унечского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучалась в Унечской школе –интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <адрес> <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( и в старой и в новой редакции) дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данная норма конкретизируется в жилищном законодательстве.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и ( или ) федеральным законом, указом Президента РФ или Законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма жилого помещения.

Таким образом, с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой ( попечительством), не имеющими закрепленного жилого помещения, заключается договор социального найма жилого помещения.

Так, это же предусмотрено и нормами ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Особое требование предъявляется к площади предоставляемого жилого помещения.

Требуется предоставление жилья площадью «не ниже установленных социальных норм». Имеется в виду норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная ст. 50 ЖК РФ.

В силу ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Иные нормы предоставления жилых помещений для детей-сирот не установлены.

В п.6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» указано, что социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв. метров применяется лишь для расчета размера субсидии.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которым соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 7 ст. 52 ЖК РФ предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следовательно, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Брянской области от 1.12.2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области ( отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Законом Брянской области от 2.03.2012 года № 11-З «О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законами Брянской области от 12 марта 2007 года № 26-З «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма», от 1 декабря 2011 года № 124-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» определен Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма органами местного самоуправления Брянской области.

Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 2.03.2012 года № 11-З «О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» регламентирован порядок предоставления жилых помещений. Так, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ст. 1 ( в том числе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения) этого же закона при возникновении оснований для предоставления жилых помещений, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

То, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и не имеет жилого помещения сторонами не оспаривается.

Какого-либо собственного жилого помещения или жилого помещения по договору социального найма ФИО2 не имеет, что подтверждается справкой Унечского филиала «Брянскоблтехинвентаризация» от 3.04.2012 года, а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, справками Старогутнянской сельской администрации Старогутнянского сельского поселения.

Распоряжением Старогутнянской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в списки льготной очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на получение жилья по<адрес>. Это же подтверждается и выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при Старогутнянской сельской администрации.

В областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит по<адрес>, дата постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение предоставляется по месту жительства граждан.

Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако там не проживает. В указанном доме помимо ФИО2 зарегистрированы еще 3 человека, однако в доме не проживают.

За ФИО2 закреплялось не домовладение, а право на проживание в домовладении по адресу: <адрес>.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки сохранности закрепленного жилья, расположенного по адресу: <адрес>, за ФИО2 следует, что дом находится в неудовлетворительном состоянии, в доме нет никаких коммуникаций, стекол в окнах нет, печь разрушена.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала факта, что дом, расположенный по адресу: <адрес> непригоден для проживания.

Унечский муниципальный район- муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 8 сельских поселений, объединенных общей территорией, в том числе Старогутнянского сельского поселения.

Суд особо обращает внимание на то, что в силу п. 3 ст. 3 Закона Брянской области от 2.03.2012 года № 11-З «О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» решение о предоставлении жилого помещения принимается органом местного самоуправления муниципального района ( городского округа), в котором проживает лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанное в статье 1 настоящего Закона.

Следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 на территории муниципального образования «Унечский муниципальный район».

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Брянской области от 2.03.2012 года № 11-з « О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа» норма предоставления в Брянской области жилых помещений устанавливается соответствующим муниципальным образованием.

В соответствии с Решением Унечского районного Совета народных депутатов № 4-374 от 24.05.2012 года «Об установлении нормы предоставления жилого помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» норма предоставления жилого помещения установлена для данной категории лиц не менее 12 кв. метров.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства ( месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания ( учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна ( попечителя), приемная семья).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту их проживания ( или временного пребывания). Это подтверждается позицией Верховного Суда, изложенном в Определении Верховного Суда РФ от 1.04.2009 года № 63-Г09-1, Определении Верховного Суда РФ от 8.06.2011 № 53-Г11-26.

Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в святи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Администрации Унечского района предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных жилищным законодательством норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования «Унечский муниципальный район», в срок не более 180 дней, со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21 августа 2012 года.

Судья Т.Н. Поставнева

Решение не вступило в законную силу.