Дело № 2-575/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Унеча 26 сентября 2012
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.,
при секретаре Марченко Г.В.,
с участием истца Коваленко И.А., представителя ответчика Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области Москаленко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Коваленко И. А. к Государственному учреждению « Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области» о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:Коваленко И. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области» ( далее ГУ УПФР) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера Ленинградской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности медицинской сестры медицинского пункта Ленинградского высшего военно-политического училища, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Ленинградской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной медицинской сестры в детском саду-ясли № «Звездочка» при <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ДХ ООО «ОСПаз –Магистраль». Просит признать незаконным отказ ответчика о включении указанных периодов в специальный стаж, а также просит назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Ленинградской станции скорой и неотложной помощи работала по совместительству, основное место работы было в медицинском пункте Ленинградского военно-политического училища медицинской сестрой.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что включение указанных периодов не предусмотрено законодательством, так как наименование учреждений не поименованы в Списке.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственное пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Медицинские работники имеют право на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации ( ст. 63 ч. 1 п. 9 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
А согласно ст. 27 п. 1 п.п. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого же Закона ( то есть ранее, для женщин, 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Из изложенных положений закона следует: досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности и времени занятия этой деятельностью в специальных учреждениях. ( Применительно к истице Коваленко И.А. такая пенсия может быть назначена ей при наличии у нее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом «О трудовых пенсиях», периоды его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде ( типе) учреждения ( организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам ( должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Суд в силу предоставляемых ему гражданским процессуальным законодательством полномочий ( глава 15 ГПК РФ ) не лишен права по установлению тождественности должностей. Напротив, именно суд, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, вправе оценить все предоставленные по делу доказательства и сделать вывод о наличии тождественности занимаемой истцом должности ( учреждении, профессии) той, которая поименована в соответствующем Списке. В противном случае при невозможности установить данный юридический факт в спорных случаях в судебном порядке реализация права на досрочную пенсию станет невозможна, несмотря на их фактическую занятость на работах, дающих на нее право.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Коваленко ( до замужества ФИО8 Е.А. принята на должность фельдшера в Ленинградскую станцию скорой и неотложной помощи, где и работала по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Причем, на печати стоит наименование «Станция скорой и неотложной медпомощи».
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ в период с января ДД.ММ.ГГГГ года в состав Ленинградской станции скорой медицинской помощи передавались отделения неотложной медицинской помощи при поликлиниках Ленинграда. Главным управлением здравоохранения Ленгорисполкома переименование учреждения не проводилось. В марте 1980 года печать с наименованием «Станция скорой медицинской помощи» была заменена на «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».
Следовательно, вины истицы в том, что при внесении записи в трудовую книжку было пропущено слово «медицинской» не имеется, ее право нарушено и подлежит восстановлению, учитывая, что надлежащее ведение трудовой книжки является обязанностью работодателя.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 178 декабря 1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» ( вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно- профилактическим учреждениям относились поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, медицинские лаборатории и другие. Предусмотрены должности врачи, фельдшеры, медицинские сестры –все независимо от наименования должности.
Занимаемая истцом в спорный период должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей « фельдшер выездной бригады», «фельдшер выездной», «фельдшер выездной бригады станции ( отделения) скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию «фельдшер».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 31.05.2006 года № 435 установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», « фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции ( отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, «фельдшер выездной бригады станции ( отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер».
Постановлением Минтруда России от 3.10.2002 года установлено тождество наименования «станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения « станция скорой медицинской помощи».
Таким образом, с учетом установления тождества в вышеуказанных правовых актах работа истца в вышеуказанной должности и учреждении также соответствует должности и учреждению, предусмотренному списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, предусматривающим наименование учреждения «Станция скорой помощи и неотложной медицинской помощи» и должность «фельдшер».
Ответчик отказал во включении указанного периода на том основании, что наименование учреждения не соответствует наименованию согласно Списка, сам же лечебный характер работы не оспаривался и не оспаривается.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Ленинградской станции скорой и неотложной помощи, подлежит включению в специальный стаж.
ДД.ММ.ГГГГ истица была принята медицинской сестрой в медицинский пункт Ленинградского высшего военно-политического училища противовоздушной обороны ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с изменением штата должность стала именоваться « медицинская сестра поликлиники с лазаретом на 25 коек» ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)
Уволена ДД.ММ.ГГГГ была по собственному желанию в связи с переводом мужа военнослужащего к новому месту службы ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 178 декабря 1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» ( вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно- профилактическим учреждениям относились поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, медицинские лаборатории и другие. Предусмотрены должности врачи, фельдшеры, медицинские сестры –все независимо от наименования должности.
Кроме этого работа истца в вышеуказанной должности и учреждении также соответствует должности и учреждению, предусмотренному Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, согласно которого в стаж засчитывается работа медицинской сестры в том числе и в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций ( воинских частей), а также в поликлиниках.
Это было лечебное учреждение, в том числе и с койко местами. Несмотря на изменение названия «медицинский пункт» на «поликлиника» характер работы не менялся, она занималась медицинской деятельностью, с курсантами училища и солдатами полный рабочий день, это ответчиком не оспаривалось и не оспаривается.
Истица согласно действовавшему ранее пенсионному законодательству приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей право на пенсию.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.
Таким образом, период работы истицы медицинской сестрой в медицинском пункте и медицинской сестрой в поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ленинградском высшем военно-политическом училище противовоздушной обороны подлежит включению в специальный стаж, дающий право на пенсию.
ДД.ММ.ГГГГ на должность патронажной медицинской сестры в детский сад- ясли № «Звездочка» при воинской части № ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией ясли-сад в детский сад переведена на должность фельдшера ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию с переменой места жительства ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В спорные периоды действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы в должности патронажной медицинской и фельдшера в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный перечень относил детские сады-ясли, независимо от ведомственной принадлежности, к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства, работа в которых в должности патронажной медицинской сестры, фельдшера давали право на пенсию по выслуге лет.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения детские ясли были отнесены к учреждениям здравоохранения.
Период работы в должности патронажной медицинской сестры в детском саду- яслях № «Звездочка» при воинской части №, в должности фельдшера в детском саду- яслях № «Звездочка» при воинской части № относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Медицинские мероприятия проводились не в поликлинике, а в детском учреждении, где специально был создан медицинский кабинет. Следует учесть и специфику, так как учреждение находилось при воинской части №. Истица, имеющая медицинское образование, фактически исполняла обязанности патронажной медицинской сестры, фельдшера, следила за здоровьем детей.
Истица согласно действовавшему ранее пенсионному законодательству приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей право на пенсию.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года № 320, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа ( общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало лицо до введения в действие нового правового регулирования.
Следовательно, работа истицы в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной медицинской сестры, фельдшера в детском саду-яслях № «Звездочка» при воинской части № подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу фельдшером в ДХ ООО ОСПаз –Магистраль ( открытое акционерное общество «Орловский сталепрокатный завод» ( приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истица уволена по собственному желанию ( приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Министерства здравоохранения СССР от 9.08.1974 года № 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспорта» разрешено организовывать здравпункты для проведения предрейсовых осмотров.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 178 декабря 1959 года № 1397 к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно- профилактическим учреждениям относились поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, медицинские лаборатории и другие. Предусмотрены должности врачи, фельдшеры, медицинские сестры –все независимо от наименования должности.
Работа истца в вышеуказанной должности и учреждении также соответствует должности и учреждению, предусмотренному списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, согласно которого в стаж засчитывается работа медицинской сестры в том числе и в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Характер медицинской деятельности ответчик не оспаривает, оспаривает лишь на том основании, что наименование учреждения не поименовано списком.
Деятельность истицы в этот период была связана с медицинской деятельностью, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, работа истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ДХ ООО ОСПАЗ Магистраль подлежит включению в специальный стаж.
В оспариваемые периоды трудовая деятельность истицы была связана только с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, она имеет специальное образование, работа требовала специальной подготовки, специального образования, в соответствии со своими служебными обязанностями истица оказывала медицинскую помощь больным и пострадавшим, владела навыками оказания первой медицинской помощи, техникой наложения шин, повязок и т.п., ее обязанностью было оказание неотложной медицинской помощи гражданам.
Характер работы не менялся, она занималась именно медицинской деятельностью.
Оспариваемые периоды работы имели место до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом, в соответствии с нормами действующими в оспариваемый период, работа в должностях, занимаемых истицей в те периоды включалась в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Как утверждала истица, она работала полный рабочий день, что стороной ответчика не опровергнуто.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», а также правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.06.2004 года № 11-П положение п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 –ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1.01.2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществляющейся в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции.
Суд считает, что истица занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населению.
Кроме этого по смыслу статей 8 ( ч. 2), 19 ( ч. 1 и 2), 35 ( ч. 1) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для разделения условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ граждане имеют право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получив согласно диплома № № от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № Ленинградское медицинское училище при Балтийской ЦББ им. ФИО5
квалификацию фельдшера, выполняя функциональные обязанности фельдшера, медицинской сестры, патронажной медицинской сестры, истица реализовала названное конституционное право.
Иное решение привело бы к нарушению конституционного принципа равенства всех граждан перед законом, предусматривающим право медицинских работников при одних и тех же условиях работы на получение пенсии.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за назначением трудовой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица же Коваленко И.А. с заявлением о назначением трудовой пенсии к ответчику не обращалась, обращалась лишь с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об определении права на досрочную трудовую пенсию.
Поэтому требование истца «назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Частично удовлетворить исковые требования Коваленко И. А.
Признать действия ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области незаконными.
Включить Коваленко И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Ленинградской станции скорой и неотложной помощи, медицинской сестрой в медицинском пункте и медицинской сестрой в поликлинике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ленинградском высшем военно-политическом училище противовоздушной обороны, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной медицинской сестры, фельдшера в детском саду-яслях № «Звездочка» при воинской части №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ДХ ООО ОСПаз –Магистраль.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 27 сентября 2012 года.
Судья Т.Н. Поставнева
Решение не вступило в законную силу.