ДЕЛО № 2-213-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 года п. Усть-Мая
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьева Р.Н., при секретаре Старостиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по неоплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Майского района РС (Я) обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МР «Усть-Майский улус (район)» РС (Я) по неоплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения.
Свое заявление прокурор мотивирует тем, что по направлениям МУ «Усть-Майская центральная районная больница» производится оплата проезда гражданам по маршруту п. Усть-Мая - г. Якутск - п. Усть-Мая в республиканские специализированные медицинские учреждения, при этом оплата проезда из населенных пунктов района до п. Усть-Мая не производится, что является нарушением действующего законодательства.
Администрация Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но на суд своего представителя не направила. Суд выслушав мнение прокурора, на основании ст. 257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление в полном объеме.
Выслушав объяснение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Усть-Майского района РС (Я) проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения, по результатам которой установлено,
что согласно направлениям МУ «Усть-Майская центральная районная больница» производится оплата проезда гражданам по маршруту п. Усть-Мая - г. Якутск - п.Усть-Мая в республиканские специализированные медицинские учреждения, при этом оплата проезда из населенных пунктов района до районного центра в п. Усть-Мая не производится.
08.04.2011 г. прокуратурой района в адрес главы МР «Усть-Майский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения.
11.05.2011 г. администрацией МР «Усть-Майский улус (район)» направлен ответ в прокуратуру о несогласии с указанным представлением со ссылкой на разъяснение Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В соответствии со ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением.
Согласно разделу 1 Положения о порядке реализации органами местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.04.2007 г. № 137 (далее Положение), право оплаты проезда до места лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно предоставляется гражданам, имеющим медицинские показания к специализированному лечению в республиканских специализированных медицинских учреждениях и постоянно проживающих на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона РС (Я) от 20.12.2006 г. 411-З № 837-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно» (далее Закон РС (Я) от 20.12.2006 г. 411-З № 837-III), органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления указанных полномочий.
Постановлением главы МР «Усть-Майский улус (район)» от 07.05.2009 г. № 253-п утверждено Положение о порядке реализации на территории муниципального района «Усть-Майский улус (район)» отдельных государственных полномочий по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно.
В соответствии с п. 1.2 данного Положения, финансовые затраты по реализации отдельных государственных полномочий по оплате проезда граждан к месту лечения в специализированные медицинские учреждения и обратно являются расходными обязательствами местного бюджета муниципального района «Усть-Майский улус (район)».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.12.2006 г. 411-З № 837-III, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право использовать дополнительно собственные финансовые средства для осуществления указанных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
Частью 2 ст. 9 Устава МР «Усть-Майский улус (район)» предусмотрено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Кроме указанного, согласно п. 3.6 Положения о порядке реализации органами местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.04.2007 г. № 137, в случае одновременной экономии и недостатка средств на выплату средств в различных муниципальных образованиях, выявленных по отчетам о фактически произведенных расходах субвенций за отчетный период, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) вправе произвести перераспределение субвенций.
Суд приходит к выводу, что нормы перечисленных выше Положений не содержат ограничений при оплате указанного проезда в зависимости от проживания гражданина в каком-либо населенном пункте, расположенном на территории муниципального образования так как, нарушаются права граждан на доступность медицинской помощи, получение бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, что может повлечь различные осложнения при болезнях вследствие невозможности прибытия к месту лечения.
Разъяснение Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.08.2010 г. № 06-2-33/1-139 о том, что размер субвенции рассчитывается исходя из стоимости проезда от районного центра до города Якутска не отвечает требованиям Методики расчета субвенции, представляемой местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органом местного самоуправления муниципального района Республики Саха (Якутия) переданных ему отдельных государственный полномочий по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 20.12.2006 г. 411 -3 № 837-Ш, т.к. в формуле расчета принимается только «S» как стоимость проезда до города Якутска, при этом не оговаривается, что пунктом выезда является только районный центр.
Соответственно, оплата проезда до места лечения и обратно должна производиться от места проживания (регистрации) гражданина на территории одного муниципального образования, то есть от населенного пункта, и обратно.
Согласно ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по неоплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) производить оплату проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно с учетом стоимости проезда из населенных пунктов Усть-Майского района РС (Я) до районного центра (п. Усть-Мая) и обратно.
В соответствии со ст.ст. 206, 258 ГПК РФ администрация Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) обязана сообщить в суд об исполнении указанного решения суда не позднее чем в течение месяца со дня его получения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: п/п Григорьев Р.Н.