о предоставлении безвозмездной ссуды на приобретение жилья



№ 2-57-2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос.Усть-Мая                                                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Гуляевой К.С., единолично, при секретаре Решетниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) в интересах ФИО2 к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Администрации МР «Усть-Майский улус (район) Республики Саха (Якутия) о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения в сумме 657920 руб., суд

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) обратился в интересах ФИО2 к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), к Администрации МР «Усть-Майский улус (район) Республики Саха (Якутия) о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения в сумме 657920 руб., ссылаясь на то, что ФИО2 является сиротой, жилого помещения не имеет, на учете в очереди детей-сирот стоит с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени жилье не предоставлено, имеет право на внеочередное получение жилой площади не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель прокуратуры Усть-Майского района РС(Я) исковые требования поддержал, просил обязать Администрацию МР «Усть-Майский улус (район) предоставить изолированное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства пос.Усть-Мая, Усть-Майского района РС(Я).

Представитель Министерства финансов РС(Я) в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в отзыве на исковое заявление иск не признал, мотивируя тем, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена законом на органы местного самоуправления.

Представитель по доверенности Администрации МР «Усть-Майский улус (район) РС(Я) Горохов В.И. с иск не признал, указывая на то, что объем субвенций выделенных муниципальному образованию Законом РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый 2012 г. не достаточен для обеспечения всех детей сирот жилыми помещениями.

Представитель отдела опеки и попечительства Администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л. в судебном заседании заявленный иск поддержала полностью.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск к Администрации МР «Усть-Майский улус (район)» РС(Я) подлежащим удовлетворению, а в остальной части иск подлежит отказу по следующим основаниям :

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на жилищном учете в списке из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит с 16 сентября 2010г., жилое помещение за ним не закреплено и не предоставлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2005 года 225-З № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» в случае не сохранения ранее занимаемого жилого помещения, обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 указанного закона в отношении несовершеннолетних, направленных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение органа местного самоуправления о праве на жилое помещение выносится по месту жительства несовершеннолетнего на момент его выявления и первичного устройства в такое учреждение.

Законом РС(Я) от 16.12.2009 770-З № 459 -VI «О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч.3 ст. 20 вышеуказанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансовые средства, необходимые для реализации данной жилищной гарантии предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ в виде субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субъекты РФ в свою очередь предусматривают в своих бюджетах финансовые средства в форме субвенций для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот.

В силу положений п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Постановления Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. №397 «О порядке предоставлений субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я). В соответствии с п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма.

Законом Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2011г. 1000-3 №863-1У «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012г.» предусмотрены субвенции на осуществление государственных полномочий для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа муниципальным образованиям, в том числе Усть-Майскому улусу 4803,8 тыс. рублей.

Требования прокурора Усть-Майского района РС(Я) о взыскании субсидии в сумме 657920 руб. являются необоснованными.

Согласно ст.152 Бюджетного кодекса РФ физические лица, в том числе дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. Размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями. Поэтому иск прокурора в части взыскания с Казны Республики Саха (Якутия) целевой безвозвратной ссуды в пользу ФИО2 на приобретение жилого помещения не подлежит удовлетворению.

Согласно ст.6 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2005г. 225-3 №457 «О порядке предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» жилье предоставляется в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет лиц данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Администрации МР «Усть-Майский улус (район)» РС(Я) от 9 марта 2012г. утверждена норма предоставления площади жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 24 кв.м до 38 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Обязать Администрацию МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) предоставить ФИО2 изолированное жилое помещение общей площадью от 24 до 38 кв. м., отвечающее санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства в черте пос.Усть-Мая, Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) по договору социального найма, а в остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Председательствующая судья:                                              Гуляева К.С.