об оспаривании бездействия главного специалиста органа опеки и попечительства администрации муниципального района `Усть-Майский улус (район)` Респуцблики Саха (Якутия)



                                                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                        п. Усть-Мая

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьева Р.Н.,

при секретаре Бурцевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)», выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечной Е.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Майского района обратился в суд с указанным заявлением мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что главный специалист отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л. не исполняет требования законодательства о проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечной Е., что влечет нарушение прав несовершеннолетней на заботу и получение установленных законом гарантий, а также указывает на полное отсутствие контроля за деятельностью опекунов по исполнению обязанностей по воспитанию и содержанию подопечных, в том числе и жестокого обращения с последними. Прокурор просит признать незаконным бездействие главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л., выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечной Е. и обязать главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» в срок до 01.08.2012 г. провести проверку условий жизни, находящейся под попечительством Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: РС (Я), Усть-Майский район, п. Усть-Мая, <адрес>.     

В судебном заседании заявитель поддержал заявление.

Главный специалист отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л. заявление не признала, указывая, что в 2010 г. и 17.11.11 г. были проведены по одному контрольному обследованию условий жизни и воспитания подопечной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту - Федеральный Закон), к полномочиям органов опеки и попечительства относится осуществление надзора за деятельностью опекунов.

Согласно части 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства.

В силу части 8 статьи 148.1 Семейного кодекса РФ, надзор за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане является одной из задач органов опеки и попечительства.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона, орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее по тексу - Правила), в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов, орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

В силу пункта 4 Правил, при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

Согласно пункту 5 Правил, при проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

В соответствии с пунктом 12 Правил, акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 10 и приложения №1 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 552-З № 1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (далее по тексту - Закон РС (Я)), МР «Усть-Майский улус (район)» наделен государственными полномочиями по опеке и попечительству.

Проверкой, установлено, что согласно постановлению главы МР «Усть-Майский улус (район)» от 08.07.2010 №419-п, над несовершеннолетней Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена опека, однако в нарушение указанных требований законодательства должностными лицами органа опеки и попечительства плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности их имущества, выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, в установленные сроки не проведены.

Не исполнение органом опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» требований указанного законодательства доказывается объяснением Заяц Л.Л. от 27.03.2012 г. и актом проверки прокуратуры от 29.02.2012 г., что влечет нарушение прав несовершеннолетнего на заботу и получение установленных законом гарантий, а также указывает на полное отсутствие контроля за деятельностью опекунов по исполнению обязанностей по воспитанию и содержанию подопечных, в том числе и жестокого обращения с последними.

Таким образом, вследствие бездействия муниципального служащего - специалиста органа опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л. Л., выразившегося в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, нарушены интересы несовершеннолетней Е.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) и признать незаконным бездействие главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л., выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечной Е. и обязать главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» в срок до 01.08.2012 г. провести проверку условий жизни, находящейся под попечительством Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: РС (Я), Усть-Майский район, п. Усть-Мая, <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в месячный срок.

Пред-щий                                                                                                  Григорьев Р.Н.