№ 2 -148/2012 РЕШЕНИЕ Решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ п. Усть-Мая Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьева Р.Н., при секретаре Бурцевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)», выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечного К., УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Майского района обратился в суд с указанным заявлением мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что главный специалист отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л. не исполняет требования законодательства о проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечного К., что влечет нарушение прав несовершеннолетнего на заботу и получение установленных законом гарантий, а также указывает на полное отсутствие контроля за деятельностью опекунов по исполнению обязанностей по воспитанию и содержанию подопечных, в том числе и жестокого обращения с последними. Прокурор просит признать незаконным бездействие главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л., выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечного К. и обязать главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» в срок до 01.08.2012 г. провести проверку условий жизни, находящегося под попечительством К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: РС (Я), Усть-Майский район, п. Усть-Мая, <адрес>. В судебном заседании заявитель поддержал заявление. Главный специалист отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л. заявление не признала, указывая что ее бездействие связано с большой нагрузкой по работе, в районе она работает одна и не хватает времени на проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни, лиц данной категории. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту - Федеральный Закон), к полномочиям органов опеки и попечительства относится осуществление надзора за деятельностью опекунов. Согласно части 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства. В силу части 8 статьи 148.1 Семейного кодекса РФ, надзор за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане является одной из задач органов опеки и попечительства. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона, орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее по тексу - Правила), в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов, орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. В силу пункта 4 Правил, при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. Согласно пункту 5 Правил, при проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. В соответствии с пунктом 12 Правил, акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 10 и приложения №1 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 552-З № 1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (далее по тексту - Закон РС (Я)), МР «Усть-Майский улус (район)» наделен государственными полномочиями по опеке и попечительству. Проверкой, установлено, что согласно постановлению главы МР «Усть-Майский улус (район)» от 12.01.2007 № 1-п над несовершеннолетним № 1-п К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена опека, однако в нарушение указанных требований законодательства должностными лицами органа опеки и попечительства плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности их имущества, выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, в установленные сроки не проведены. Не исполнение органом опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» требований указанного законодательства влечет нарушение прав несовершеннолетнего на заботу и получение установленных законом гарантий, а также указывает на полное отсутствие контроля за деятельностью опекунов по исполнению обязанностей по воспитанию и содержанию подопечных, в том числе и жестокого обращения с последними. Таким образом, вследствие бездействия муниципального служащего - специалиста органа опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л. Л., выразившегося в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, нарушены интересы несовершеннолетнего К. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) и признать незаконным бездействие главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Заяц Л.Л., выразившиеся в не проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечного К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и обязать главного специалиста отдела опеки и попечительства администрации МР «Усть-Майский улус (район)» в срок до 01.08.2012 г. провести проверку условий жизни, находящегося под попечительством К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: РС (Я), Усть-Майский район, п. Усть-Мая, <адрес>. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия). Пред-щий Григорьев Р.Н.