№ 2-2/2011 решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2011 года                                                                                             с.Большой Улуй

         Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи

Марченко П.С.,

с участием истца Чиграевой М.В.,

при секретаре Маклакове И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиграевой Марины Васильевны к администрации муниципального образования Поселок Тинской о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности по предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ:

Чиграева М.В. обратилась в суд с иском к администрации Большеулуйского района, администрации Нижнеингашского района с исковым заявлением о признании за ней права на получение жилья, мотивируя тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилого помещения не реализовано. Она обращалась в органы местного самоуправления, прокуратуру Большеулуйского района, прокуратуру Нижнеингашского района, которыми ей рекомендовано обратиться в суд /л.д.4/.

        Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Сучковского сельсовета Большеулуйского района, администрация поселка Тинской Нижнеингашского района /л.д.1/. В ходе судебного разбирательства истец уточнила заявленные требования, стороны по иску, просила признать за ней право на получение жилья и обязать администрацию поселка Тинской Нижнеингашского района предоставить ей на условиях социального найма отдельное жилое помещение, соответствующее норме предоставления и отвечающее санитарным и техническим требованиям /л.д.114/.

         В судебном заседании Чиграева М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в возрасте 3 лет был изъята из семьи и помещена в детский дом в с.Есаулово, после окончания 3 класса переведена в Дивногорский интернат, затем в интернат в Идринском районе, с 1989 года по 1992 год находилась в интернате № 109 г.Красноярска. Летом 1992 года интернат арендовал пионерский лагерь в дер.Симоново Большеулуйского района, там она познакомилась с Ч., осталась в дер.Симоново, так как закончила 10 классов, ДД.ММ.ГГГГ с Ч. был зарегистрирован брак. Поступить учиться не смогла, так как при выпуске из интерната ей выдали не аттестат государственного образца, а свидетельство. Мать ее не навещала, а впоследствии узнала, что мать умерла. Родила в браке 4-х детей, проживали и проживают с мужем в доме его родственников, однако в настоящее время родственники мужа сами нуждаются в жилье, поэтому жилое помещение необходимо освобождать. Администрация Большеулуйского района отказала в предоставлении ей жилого помещения, ссылаясь на то, что жилое помещение должно быть предоставлено по месту проживания на момент утраты родительского попечения.

          Ответчик - администрации поселка Тинской Нижнеингашского района о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, глава поселка Тинской представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя; возражений по иску не представил /л.д.122/.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Судом установлено, что Чиграева /Зыбова/ М.В., 12 июня 1974 года рождения, уроженка пос.Тинской Нижнеингашского района Красноярского края /л.д.5/, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. 1 декабря 1977 года решением Нижнеингашского районного суда мать Чиграевой М.В. - З., имевшая 5 детей, являвшаяся одинокой матерью, была лишена родительских прав Чиграева М.В. и ее брат Александр, сестры Светлана, Елена, Любовь по решению суда переданы на попечение органов опеки и попечительства/л.д. 30, 33/. Чиграева М.В. 17 марта 1979 года была поставлена на учет в органах опеки и попечительства администрации Нижнеингашского района. 13 апреля 1979 года Чиграева М.В. направлена в детский дом за пределы Нижнеингашского района. В период с 19 декабря 1988 года по 7 сентября 1992 года Чиграева М.В. являлась воспитанницей краевой вспомогательной школы № 109 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /правопреемником которой является КГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения/, расположенном в г.Красноярске, и находилась на полном государственном обеспечении, выбыла в дер.Симоново Большеулуйского района, Красноярского края /л.д.6/. На момент утраты родительского попечения за Чиграевой М.В. жилье не было закреплено. В список граждан, имеющих право на внеочередное получения жилья Чиграева М.В. не включена /л.д.105/. Чиграева М.В. зарегистрирована по адресу: д.Симоново, <адрес>; по договору социального найма жилого помещения не имеет/л.д.9/, права собственности на объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края за ней не зарегистрированы /л.д.130/.

       Таким образом, судом установлено, что Чиграева М.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях социального найма ей не предоставлялось.

Как следует из ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п.2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей в период приобретения Чиграевой М.В. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали; (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 45-ФЗ)

В силу ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади была установлена в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.

Положения части первой статьи 60 ЖК РСФСР, действовавшей в период приобретения Чиграевой М.В. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П) и соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, силу утратили.

В соответствии с правовой позиции Верховного суда СССР, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 03 апреля 1987года №2 «О практике применения судами жилищного законодательства» /в ред. 30 ноября 1990 года, №14/ судам надлежит иметь в виду, что дети, возвратившиеся из детских учреждений либо от родственников, опекунов, попечителей, должны обеспечиваться вне очереди жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, если жилое помещение, в котором они проживали, заселено другими гражданами или вселение в него стало невозможным по иным причинам. В случае отказа в предоставлении жилой площади может быть предъявлено соответствующее требование в суд.

       Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

         Согласно ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009)
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, или окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу положений ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 08.07.2010) "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

        Согласно Закону Красноярского края от 23 мая 2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» независимо от возраста является предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п.6 данного закона если гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий и принятый на учет до 1 марта 2005 года, имеет право по основаниям, предусмотренным статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР, на внеочередное предоставление жилого помещения, то при внесении указанного гражданина в Книгу учета напротив его фамилии в графе 8 "Номер по списку на внеочередное предоставление жилого помещения, основание внеочередного предоставления жилого помещения" Книги учета проставляются порядковый номер, соответствующий времени принятия на учет по указанным основаниям, номер и дата такого решения, основание внеочередного предоставления жилого помещения (в ред. Закона Красноярского края от 04.03.2010 N 10-4448).

Анализ вышеприведенных правовых норм дает суду основания признать, что каких-либо ограничений в реализации Чиграевой М.В. прав на получение жилого помещения, законодательство не содержит. Данные нормы не ставят право Чиграевой М.В. на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения. Чиграева М.В. не лишена права на непосредственное обращение в суд с требованием о реализации права.

             Длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не лишает Чиграеву М.В. права требовать защиты права путем признания данного права и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, так как право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.

       В силу ст. 11 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009)
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ответственность за неисполнение настоящего закона возложена на должностных лиц органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг (в редакции 05.03.2010 года) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помет детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа имеющим жилого помещения, в соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также ли из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения договору социального найма.

          Решением Нижнеингашского районного Совета депутатов от 24 июля 2007 г. N 18-322 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на территории Нижнеингашского района установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи в случае отсутствия решений представительных органов муниципальных образований поселений.

         Согласно Решению Тинского поселкового Совета депутатов Нижнеингашского района Красноярского края № 38-253 от 21 ноября 2008 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетом площади жилого помещения на территории муниципального образования поселка Тинской Нижнеингашского района Красноярского края» норма предоставления из муниципального жилищного фонда муниципального образования поселок Тинской Нижнеингашского района по договору социального найма составляет 15кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи /л.д.16/.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В связи с вышеизложенным на условиях социального найма Чиграевой М.В. подлежит представлению изолированное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте поселка Тинской Нижнеингашского района Красноярского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15м2.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

ежиьзу истца с ответ чика подлежит взысканию судебные расоды в размере 5500руб. ьного удовлетворения ответчикомРЕШИЛ:

Исковые требования Чиграевой Марины Васильевны удовлетворить.

Признать за Чиграевой Мариной Васильевной право на получение жилого помещения в рамках Указа губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года, № 25-УК «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, не имеющих жилого помещения».

Обязать администрацию муниципального образования поселок Тинской Нижнеингашского района Красноярского края предоставить Чиграевой Марине Васильевне в пос.Тинской Нижнеингашского района Красноярского края изолированное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м, соответствующее степени благоустройства этого населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма.

          Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Большеулуйский районный суд.

Судья                                                                                                  Марченко П.С.