№ 2-43/2011 решение



                                                                                                                     Дело № 2-43/2011

                                                                РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

          1 марта 2011 года                                                                                      с. Большой Улуй

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марченко П.С.,

         с участием помощника прокурора Большеулуйского района Штей Т.А.,

         представителя администрации Большеулуйского сельсовета Копендаковой Л.

при секретаре Кинзуль Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеулуйского сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

                                                   УСТАНОВИЛ :

Прокурор Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Большеулуйского сельсовета мотивируя тем, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в границах населенных пунктов поселения.

При проведении проверки содержания улично-дорожной сети в с. Большой Улуй Большеулуйского района Красноярского края 25 января 2011 года были выявлены нарушения законодательства в части требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения, выразившиеся в нарушение ГОСТ Р-50597-93 п. 4.6.3, а именно: отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток в с.Большой Улуйпо ул. Садовой в зоне домов с № 7 по №11; по ул.Больничной в зоне домов с № 14 по №27; по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, в зоне дома № 22; а также по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, в зоне домов с №1 по №21.

В адрес главы администрации Большеулуйского сельсовета направлено Представление, однако нарушения не устранены, что явилось поводом для обращения в суд, в котором прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Большеулуйского сельсовета в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, обязать администрацию Большеулуйского сельсовета привести дороги в соответствие с правилами, стандартами и технологическими нормами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения и установить освещение на участках дорог, указанных в акте проверки, проведенной 25 января 2011 года.

Глава сельсовета с заявлением прокурора согласен, представил письменный отзыв, из которого усматривается, что администрацией принимаются меры по восстановлению наружного уличного освещения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление, уточнил заявленные требования, указав, что недостатки, указанные в справке, представлении администрацией Большеулуйского сельсовета в настоящее время частично устранены, освещение восстановлено по ул. Больничная и ул. Садовая; полагал необходимым возложить на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанность установить освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 в течение двух месяцев по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, в зоне дома № 22; а также по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, в зоне домов с №1 по №21.

В судебном заседании представитель администрации Большеулуйского сельсовета Копендакова Л.А., действующая на основании доверенности от 28 июля 2010 года, признала отсутствие наружного освещения улиц Советская, Давыдова в зоне домов, указанных в акте; представила Муниципальный контракт №4 от 1 января 2011 года, согласно которому администрацией Большеулуйского сельсовета заключен муниципальный контракт с ООО «Горэлектрострой», предметом которого является техническое обслуживание уличного освещения на территории муниципального образования Большеулуйского сельсовета в 2011 году; указала, что работы по восстановлению освещения ведутся, представила заявки на имя руководителя ОАО «МРСК Сибирь» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по ул.Советская, ул. Комсомольская.

Выслушав прокурора, представителя администрации Большеулуйского сельсовета, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,      Конституция      Российской      Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законом Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /далее Закона № 257-ФЗ/ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п.п. 6, 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 5 Закона № 257-ФЗ определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог /ст. 6 Закона № 257-ФЗ/.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения /далее Закона № 196-ФЗ/ -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

       Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения /ст. 5 Закона № 196-ФЗ/

В силу части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, согласно которым ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, технологическим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установлена правилами, стандартами, техническими нормами и другими документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Так в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 ГОСТ Р 50597-93, предусмотрено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед /ч.

В соответствии со ст. 10 Устава Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов, в том числе с.Большой Улуй.

Согласно части 1 статьи 32 Устава к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета, администрация сельсовета является главным распорядителем бюджетных средств сельсовета; управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава - администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что 25 января 2011 года при проведении прокуратурой Большеулуйского района проверки соблюдения администрацией Большеулуйского сельсовета требований законодательства по обеспечению дорожного движения были выявлены нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог, выразившиеся в нарушении требований п.4.6.3 ГОСТ Р-50597-93, а именно: отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток в с.Большой Улуйпо ул. Садовой в зоне домов с № 7 по №11; по ул.Больничной в зоне домов с № 14 по №27; по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, в зоне дома № 22; а также по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, в зоне домов с №1 по №21.

По выявленным нарушениям в отношении администрации Большеулуйского сельсовета 26 января 2011 года была составлена соответствующая Справка.

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства о безопасности дорожного движения прокурором Большеулуйского района 27 января 2011 года в адрес администрации Большеулуйского сельсовета направлено Представление об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 1 месяц.

Наружное /уличное / освещение в темное время суток в с.Большой Улуйпо ул. Садовой в зоне домов с № 7 по №11; по ул.Больничной в зоне домов с № 14 по №27 восстановлено.

Наружное /уличное/ освещение по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, в зоне дома № 22; а также по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, в зоне домов с №1 по №21 не соответствует требованиям п.4.6.3 ГОСТ Р-50597-93.

Таким образом, установлено, что обязанность по надлежащему соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения по обеспечению содержания автомобильных дорог в части эксплуатации установок наружного освещения администрацией Большеулуйского сельсовета не выполнена.

Бездействие администрации Большеулуйского сельсовета в части непринятия надлежащих мер по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения в части отсутствия наружного освещения по ул. по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, в зоне дома № 22; а также по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, в зоне домов с №1 по №21 с.Большой Улуй Большеулуйского района Красноярского края незаконно.

Доводы и документы администрации Большеулуйского сельсовета, представленные в суд, не подтверждают с достоверностью устранение нарушений законодательства о безопасности дорожного движения по обеспечению содержания автомобильных дорог в части эксплуатации установок наружного освещения и не являются достаточным основанием для отказа в заявленных требованиях.

       Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

      Принимая во внимание, что указанные в заявлении прокурора нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 имели место, администрацией Большеулуйского сельсовета признаны, имеются основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку требования прокурора отвечают предусмотренным ст.3 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения дорожного движения - приоритету жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

       Являясь распорядителем бюджетных средств, администрация муниципального образования Большеулуйский сельсовет обязана самостоятельно разработать соответствующую программу, направленную на обеспечение безопасности дорожного движения посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд

                                                                       Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Большеулуйского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Большеулуйского сельсовета в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию Большеулуйского сельсовета в срок до 1 мая 2011 года устранить нарушения п. 4.6.3 ГОСТ Р-50597-93, а именно: установить наружное освещение села Большой Улуй Большеулуйского района Красноярского края

- по ул. Давыдова в зоне домов с № 2 по № 6, а также в зоне дома № 22;

- по ул.Советская в зоне домов с № 138»а» по №164, а также зоне домов с №1 по №21

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                             Марченко П.С.