2-49/2011 решение



                                                                                                                              Дело № 2-49/2011

Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года                                                                                   с.Большой Улуй          

     Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марченко П.С.,

с участием истца Руденова М.В.,

представителя ответчика администрации Большеулуйского сельсовета Быковой Л.А.,при секретаре Маклакове И.Н.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденова Михаила Васильевича к администрации Большеулуйского сельсовета, главе Большеулуйского сельсовета Королевой Екатерине Ивановне о признании недействительными правоустанавливающих документов, признании незаконными действий должностных лиц органов местного самоуправления Большеулуйского сельсовета, возложении на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанности обеспечить изготовление и выдачу межевого плана земельного участка, компенсации морального вреда,

                                                             УСТАНОВИЛ:

       Истец обратился в суд с иском, в котором просил признать недействительными Дубликат и копию свидетельства № КК 09:01:667 от 4 ноября 1992 о праве собственности на земельный участок; признать незаконными действия администрации Большеулуйского сельсовета, ее должностных лиц, а также главы Большеулуйского сельсовета Королевой Е.И., мотивируя тем, что 19 августа 1977 года на основании решения райисполкома № 176 от 19 августа 1977 года по акту для индивидуального строительства ему был предоставлен земельный участок площадью 1500кв.м. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 предусматривалась бесплатная передача в собственность граждан земельных участков, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства в сельской местности. В нарушение пункта 14 Указа Постановлением Большеулуйской сельской администрации №5 от 30 октября 1992 года ему было передано в собственность только 1300кв.м пашни, земля под постройками не была передана в собственность. По итогам инвентаризации /установлению границ и размера земельных участков гражданам/, проведенной на основании Постановления администрации Красноярского края № 394-П от 13 сентября 1993 года «Об инвентаризации земель населенных пунктов» на заключительном ее этапе гражданам под роспись должны были быть выданы свидетельства на право собственности на земельные участки по их фактической площади, однако этого своевременно этого сделано не было. 2 ноября 1993 года администрация Большеулуйского района на основании Постановления администрации Красноярского края № 394-П приняла свое Постановление № 124 «Об инвентаризации земель населенных пунктов в районе», на основании которого была проведена инвентаризация земель Большеулуйского сельсовета, определены границы и площади земельных участков, однако свидетельства на право собственности на земельные участки выдать «забыли». 15 августа 2001 года Постановлением главы Большеулуйского района Любкиным С.А. № 236 «Об утверждении материалов инвентаризации земель» были утверждены материалы инвентаризации. Его земельный участок находился в квартале №22 под №15 в списке землепользователей, утвержденном главой Большеулуйского района, пользователем земельного участка площадью 1633,77кв.м значится Руденов М.В., который владеет им на праве собственности, о чем записано в седьмой графе /столбце/ списка. Глава района своим постановлением фактически подтвердил и узаконил его право собственности на землю, поэтому устанавливать это право в суде нет необходимости. На основании материалов инвентаризации земель внесены записи в лицевые счета похозяйственных книг. На устное обращение в Большеулуйскую сельскую администрацию, к главе администрации Черепанову С.В., главе сельсовета Королевой Е.И. о выдаче Свидетельства на право собственности на земельный участок площадью 1633кв.м, определенную по итогам инвентаризации, пусть и с опозданием, но исполнить требование Постановления администрации Красноярского края № 394-П и Постановления главы администрации Большеулуйского района, он получил отказ. Ему было предложено за собственный счет провести повторно межевание /определение границ и площади/ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью по факту 1633,77кв.м., при несогласии с таким предложением рекомендовано обратиться в суд, кроме того, указано, что ему уже выдан дубликат свидетельства о праве собственности на земельный участок и его заверенная копия, они действительны и достоверны. Однако изготовленный сотрудницей Большеулуйского сельсовета Риттер Т.Ф. Дубликат Свидетельства на право собственности на землю № КК 09.01.677 от 4 ноября 1992 года, подписанный главой сельсовета Королевой Е.И., и заверенная копия Свидетельства ни дубликатом, ни копией не являются, а есть подделки, фальсификат /л.д.3/.

     В ходе рассмотрения дела Руденов М.В. увеличил объем заявленных требований, просил возложить на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанность за счет средств администрации Большеулуйского сельсовета обеспечить изготовление и выдачу ему межевого плана земельного участка в соответствии с материалами инвентаризации земель села Большой Улуй, ссылаясь на то, что 11 ноября 2010 года из краевой земельной кадастровой палаты им получен ответ, из которого следует, что изменения в базу данных в отношении земельного участка были внесены в соответствии с представленной копией Свидетельства КК.09.011992 от 4 ноября 1992 года /копией дубликата Свидетельства/. Однако до поступления в кадастровую палату этого документа в базе данных находились сведения о площади его земельного участка 1633кв.м. Ему рекомендовано обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и подготовленным в соответствии с действующим законодательством межевым планом, материалы инвентаризации могут быть использованы при оформлении межевого плана. Однако проведение межевых работ требуют значительных для его семьи пенсионера денежных средств, около 10000руб., он не обязан за счет собственных средств оплачивать бездействие работников Большеулуйского сельсовета.

Кроме того, Руденовым М.В. было дополнительно заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 15000руб. /л.д.70/, причиненного неправомерными действиями главы Большеулуйского сельсовета Королевой Е.И.

Решением Большеулуйского районного суда от 3 декабря 2010 года исковые требования Руденова М.В. удовлетворены частично, признаны недействительными дубликат Свидетельства, копия Свидетельства, признаны незаконными действия администрации Большеулуйского сельсовета, главы Большеулуйского Сельсовета Королевой Е.И. по изготовлению дубликата Свидетельства, копии Свидетельства. В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда отказано. Требование о возложении на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанности обеспечить изготовление и выдачу межевого плана земельного участка оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о правах на земельный участок /л.д.203/.

Кассационным определением судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда решение Большеулуйского районного суда в части оставления без рассмотрения требования о возложении на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанности обеспечить изготовление и выдачу межевого плана земельного участка отменено с направлением на новое рассмотрение; в остальной части решение оставлено без изменения /л.д.237/.

        В судебном заявлении истец поддержал исковое требование по изложенным основаниям, просил обязать администрацию Большеулуйского сельсовета обеспечить изготовление и выдачу ему межевого плана земельного участка в соответствии с материалами инвентаризации земель села Большой Улуй.        

       

       Представитель ответчика - администрации Большеулуйского сельсовета Быкова Л.А. не признала требование о возложении обязанности проведения межевания земельного участка за счет средств администрации Большеулуйского сельсовета, так как действующим законодательством на орган местного самоуправления такая обязанность не возложена; указала, что администрация выполнила свою задачу в 1993-1995 гг. - провела инвентаризацию земель населенных пунктов Большеулуйского района; материалы инвентаризации при увеличении площади земельного участка могут быть использованы для изготовления межевого плана.

           Выслушав истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства суд пришел к следующим выводам.

        Установлено, что 19 августа 1977 года на основании решения райисполкома Большеулуйского районного Совета депутатов № 176 от 19 августа 1977 года по акту для индивидуального строительства ему был предоставлен земельный участок площадью 1500кв.м.30 октября 1992 года на основании Постановления главы администрации Большеулуйского сельсовета №5, на имя Руденова М.В. было оформлено и 4 ноября 1992 года ему выдано Свидетельство № КК.09.01.677 на право собственности на земельный участок для ведения приусадебного хозяйства 0,13га по адресу: с.Большой Улуй, <адрес>.

       В ходе инвентаризации земель населенных пунктов в Большеулуйском районе, проведенной в период 1993-1995гг. /материалы инвентаризации утверждены Постановлением главы района 15 августа 2001 года, № 236 /л.д.21/, на основании Постановления главы Большеулуйского района от 2 ноября 1993 года, № 124 в целях совершенствования ведения государственного земельного кадастра, повышения достоверности земельно-кадастровой документации и упорядочения предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом целей /л.д.19/, было выявлено что Руденов М.В. фактически пользуется земельным участком 1633,77кв.м /л.д.52/.

        24 декабря 2008 года на основании заявления Руденова М.В. и приложенных к нему документов: Постановления главы администрации Большеулуйского сельсовета от 30 октября 1992 года, №5 «О передаче земельных участков в собственность гражданам» /л.д.77-78/; кадастрового паспорта земельного участка площадью 0,13га /выписка из государственного кадастра недвижимости/ от 10 декабря 2008 года, дубликата Свидетельства № КК.09.01.677 на право собственности на земельный участок площадью 0,13га, справки от 29 октября 2008 года, № 478, Большеулуйским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за Руденовым М.В. в соответствии с Федеральным Законом от 30 июня 2006 года №93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:09:3101022:15 для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1300кв.м по адресу: с.Большой Улуй, <адрес>, 5. Основанием для регистрации прав Руденова М.В. на земельный участок площадью 0,13 га явилось Постановление главы администрации Большеулуйского сельсовета от 30 октября 1992 года, №5 /л.д.32/.

         2 сентября 2010 года Руденов М.В. обратился в Большеулуйский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 24:09:3101022:15 /л.д.163/.

        15 сентября 2010 года Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» осуществление изменений объекта недвижимости - уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 24:09:3101022:15 было приостановлено в связи с непредставлением для кадастрового учета документов, разъяснено, что для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о декларированной площади земельного участка необходимо представить документ, подтверждающий площадь земельного участка и изданный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации /10.10.2001г./ /л.д. 163-164/.

        8 ноября 2010 года Руденову М.В. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» разъяснено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:09:3101022:15 были внесены в Реестр объектов недвижимости 4 декабря 2009 года на основании Перечня ранее учтенных земельных участков № 24:09:3101022. Вышеуказанный земельный участок являлся ранее учтенным с 4 ноября 1992 года. В соответствии с заявлением от 10 ноября 2008 года о кадастровом учете изменений объекта недвижимости в базу данных государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в сведения о правообладателе и регистрационной записи на вышеуказанный объект недвижимости. Площадь была приведена в соответствие с представленной копией Свидетельства № КК.09.01.677 от 4 ноября 1992 года, т.е. в базу данных были внесены сведения о декларированной площади, составляющей 1300кв.м. Рекомендовано при необходимости уточнения местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и подготовленным в соответствии с действующим законодательством Межевым планом /л.д.73/.

        

        Руденов М.В. обратился в суд с требованием обязать администрацию обеспечить изготовление и выдачу межевого плана с целью предъявления его в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю для уточнения площади земельного участка и регистрации изменений площади земельного участка с кадастровым номером 24:09:3101022:15 с площади 1300 кв.м на площадь 1633,77кв.м., ссылаясь на бездействие органа местного самоуправления по оформлению по итогам инвентаризации и выдачу Свидетельства о праве собственности на фактически используемый им земельный участок площадью 1633,77кв.м, следствием чего явилась необходимость в повторном межевании земельного участка, однако нести расходы в связи с бездействием администрации он не намерен и не в состоянии в связи с материальным положением. Кроме того, он полагает, что в базу данных ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю органом местного самоуправления умышленно, без его ведома представлены дубликат или копия Свидетельства на право собственности на земельный участок, на основании которых в базе данных площадь его земельного участка, внесенная на основании данных инвентаризации /1633,77кв.м/ изменена на 1300кв.м. Предположения о действиях должностных лиц основаны на конфликтной ситуации с органом местного самоуправления в связи с размещением общественного туалета, расположенного на смежном земельном участке - территории школы.

В силу ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года, № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, кадастровый учет в связи с изменением сведений осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

     Земельный кодекс установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ /пп.7 п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ/.

      Пунктом 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан или юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

        В соответствии с п.5 ст. 36 ЗК РФ приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения и ст. 29 ЗК РФ передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц /при наличии к тому юридических оснований/ осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов.

В силу абзаца 2 п.8 ст. 36 ЗК РФ формирование земельного участка, в том числе установление его границ на местности, изготовление кадастрового плана производится за счет обратившегося.

В случаях изменения границ земельного участка в обязательном порядке проводится землеустройство.

Совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка.

В силу ст. 35 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года, № 221-ФЗ /далее Закона № 221ФЗ/ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

В силу ст. 36 Закона № 221-ФЗ по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ.

        В силу ст. 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка передает заказчику таких кадастровых работ межевой план.

         Согласно ст.38 Закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

       Давая оценку доводам истца и установленным в судебном заседании обстоятельствам суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.

         В обоснование заявленного требования истец указывает на бездействие органа местного самоуправления, не обеспечившего выдачу ему документа о праве собственности на земельный участок площадью 1633,77кв.м по результатам инвентаризации, ссылаясь при этом на Протокол заседания комиссии по инвентаризации /л.д.156/, однако данный протокол не является правовым актом. Инвентаризационной комиссией только рекомендовано администрации Большеулуйского сельсовета осуществить перерегистрацию землепользований и выдачу документов на право собственности, владения и пользования землей /л.д.160/. Обязанность оформить и выдать гражданину документ на право собственности на землю на администрацию сельсовета не возлагалась.

      Таким образом, доводы истца о том, что по итогам инвентаризации земель населенных пунктов, проведенной в 1993-1995гг., администрация обязана была выдать документ о правах на земельный участок, не совпадающий по площади, указанной в Постановлении от 30 октября 1992 года и в Свидетельстве на право собственности на землю, суд находит необоснованными, так как в силу ст. ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Инвентаризация земель населенных пунктов Большеулуйского района в период 1993-1995 года также проведена в целях совершенствования ведения государственного земельного кадастра, повышения достоверно земельно-кадастровой документации. По итогам инвентаризации оформлялось «Землеустроительное дело» по каждому кварталу, а также общее землеустроительное дело по инвентаризации земель с.Большой Улуй. В Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Большеулуйского района были сданы Сводные материалы по инвентаризации земель с.Большой Улуй; в администрацию с.Большой Улуй - землеустроительное дело по инвентаризации земель по кварталам - 43штуки /л.д.108-112/, землеустроительные дела, межевые дела по каждому землепользователю не оформлялись.

Доводы истца о представлении должностными лицами органа местного самоуправления без его ведома вФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» копии или дубликата Свидетельства о праве собственности и изменением в связи с этим данных о размере земельного участка ничем не подтверждены, доказательств Руденовым М.В. в этой части не представлено.

Из исследованной судом Расписки о получении от Руденова М.В. документов на государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 1300кв.м видно, что все документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка /выписка из государственного кадастра недвижимости/ от 10.12.2008года, Свидетельство № КК.09.01.677 на право собственности на земельный участок /дубликат от 10.11.2008года/, справку от 29.10.2008 года /л.д.107/ Руденов М.В. сдавал лично, осознавая, что регистрирует право собственности на земельный участок площадью 1300кв.м. Площадь земельного участка была указана в соответствии с представленными Руденовым М.В. документами, в частности Свидетельством № КК.09.01.677 на право собственности на земельный участок площадью 1300кв.м, поэтому доводы о том, что орган местного самоуправления предпринял какие-то действия для искажения данных о площади земельного участка Руденова М.В. в органах кадастрового учета суд считает необоснованными.

На основании вышеизложенного суд отказывает истцу в удовлетворении заявленного требования.

      Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд                                                               

                                                                                Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении исковых требований Руденова Михаила Васильевича к администрации Большеулуйского сельсовета о возложении на администрацию Большеулуйского сельсовета обязанности обеспечить изготовление и выдачу межевого плана земельного участка отказать.         

       Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Большеулуйский районный суд.

Судья                                                                                                           Марченко П.С.