№2-70/2011 решение



                                                                                                     Дело № 2-70/2011

                                                           РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года                                                                          с. Большой Улуй

       Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе : председательствующего судьи Марченко П.С.

с участием помощника прокурора Большеулуйского района Антошиной В.В.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района к МУП «Заречье» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

                                                      УСТАНОВИЛ :

Прокурор Большеулуйского района обратился в суд с иском к МУП «Заречье» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности мотивируя тем, что прокуратурой Большеулуйского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в МУП «Заречье», в ходе которой было установлено, что на предприятии допускаются нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда, а именно, аттестация 7 рабочих мест по условиям труда в МУП «Заречье» не проведена, приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не издан, комиссия для проведения аттестация не создана. 12 мая 2009 года прокуратурой Большеулуйского района в адрес директора МУП «Заречье» Макусева А.А. вносилось представление «Об устранении нарушений трудового законодательства в части создания условий охраны труда», однако до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, тем самым нарушаются права работников на безопасные условия труда.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Большеулуйского района выступает в защиту
интересов неопределенного круга лиц, поскольку защите подлежит
коллективный, а не индивидуальный интерес. Несоблюдение и невыполнение
работодателем по проведению аттестации рабочих мест затрагивает как интересы работников данного предприятия, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем.
На основании изложенного, в целях предупреждения причинения вреда
работникам МУП «Заречье», осуществляющих работу на не аттестованных рабочих местах, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконным бездействие МУП «Заречье» в части непринятия мер по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии и обязать МУП «Заречье» провести аттестацию 7 рабочих мест.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие; исковые требования прокурора признает; указывая также, что 21-22 марта 2011 года аттестация рабочих мест проведена, представил Приказ от 18 марта 2011 года о создании комиссии и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, карты аттестации рабочих мест /л.д.24-50/.

        Выслушав мнение прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие представителя МУП «Заречье», суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика - МУП «Заречье».

       В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, полагал необходимым провести аттестацию 7 рабочих мест: кассира-бухгалтера, продавца, пекаря, технички, водителя, тракториста, рабочего.

       Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

       Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности.

В соответствии со ст.11 Трудового Кодекса РФ /далее ТК РФ/ все работодатели /физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности/ в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года.

Судом установлено, что 12 мая 2009 года прокурором Большеулуйского района в адрес МУП «Заречье» было направлено Представление «Об устранении нарушений трудового законодательства в части создания условий охраны труда» /л.д.7/, в котором указано, что аттестация рабочих мест не проведена, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в МУП «Заречье» отсутствует. 18 июня 2009 года в адрес прокурора Большеулуйского района МУП «Заречье» представлен ответ, в котором указано, что Положение «О проведении аттестации рабочих мест в МУП «Заречье», а также план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда находятся в стадии разработки, выдача спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты проводятся / л.д.9/. При проверке прокурором Бошльшеулуйского района МУП «Заречье» выявлено, что на предприятии имеется 7 рабочих мест, по состоянию на 17 марта 2011 года аттестация рабочих мест не проведена. Данное обстоятельство руководитель МУП «Заречье» Макасев А.М. признал, о чем письменно указал в объяснении на имя прокурора Большеулуйского района 17 марта 2011 года /л.д.6/.

        Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

        Давая оценку доводам и доказательствам МУП «Заречье» о проведении аттестации рабочих мест 21-22 марта 2011 года, суд не может принять данные документы как доказательства надлежащего проведения аттестации рабочих мест, так как процедура аттестации рабочих мест по условиям труда проведена в нарушение действующих нормативных актов:

      Из приказа от 18 марта 2011 года о создании комиссии и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а также представленных карт аттестации рабочих мест видно, что правовым обоснованием данного приказа указано Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997 года «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в состав комиссии вошли кассир-бухгалтер, водитель, тракторист /л.д.27/; что дает суду основания признать, что проведенная аттестация не соответствует действующим нормативным актам.

       Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, имеют ограниченную сферу действия, они распространяются только на систему трудовых отношений определенной организации и направлены на конкретизацию нормативных правовых актов более высокого уровня с учетом особенностей и условий труда конкретной организации.

Согласно ст.8 ТК РФ локальные нормативные акты предприятия должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям. В случае если в локальном акте содержатся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, то данный акт не подлежит применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В содержание общих требований инструкций по охране труда в большинстве случаев входит перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут оказывать воздействие на работников в процессе их трудовой деятельности. К ним относятся повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочего места; повышенная влажность; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно-психические перегрузки; статические физические перегрузки; перенапряжение зрительных анализаторов; повышенные уровни вибрации и шума; недостаток кислорода; повышенная загазованность воздуха рабочей зоны; токсичные вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания или кожные покровы; движущиеся машины и механизмы; пожары или взрывы и иные неблагоприятные факторы.

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.

           Судом установлено, что аттестация 7 рабочих мест по условиям труда в МУП «Заречье» проведена в нарушение вышеуказанных требований закона и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года; без привлечения соответствующих организаций; без измерения производственных факторов, которые могут оказывать воздействие на работников в процессе их трудовой деятельности; лицами - работниками предприятия /кассир-бухгалтер, водитель, тракторист/ - не прошедшими подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда.

        Таким образом, суд считает, что МУП «Заречье» не представило убедительных и бесспорных доказательств, подтверждающих выполнение требований законодательства в части аттестации рабочих мест, поэтому суд удовлетворяет требования. заявленные прокурором Большеулуйского района

       В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МУП «Заречье» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000руб.

       На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 191-199 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора Большеулуйского района удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие МУП «Заречье», выразившееся в непринятия мер по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

        Обязать МУП «Заречье» провести аттестацию 7 рабочих мест: кассира-бухгалтера, продавца, пекаря, технички, водителя, тракториста, рабочего.

         Взыскать с МУП «Заречье» в доход местного бюджета Большеулуйского района государственную пошлину в размере 4000руб.

        Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней через Большеулуйский районный суд.

Судья                                                                                       Марченко П.С.