Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 декабря 2011 года с. Большой Улуй Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего и.о.судьи Бардышевой Е.И., с участием помощника прокурора Большеулуйского района Штей Т.А., представителя органа, чье бездействие оспаривается главы администрации Новоеловского сельсовета Осипова Н.В., при секретаре Кинзуль Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения и возложении соответствующей обязанности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Новоеловского сельсовета об оспаривании бездействия администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, указав, что при проведении 10 ноября 2011 года проверки содержания улично-дорожной сети в д. Александровка Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края на улице Школьной, по переулку Северному, переулку Заречному были выявлены нарушения законодательства в части требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения, выразившиеся в нарушение ГОСТ Р-50597-93 п. 4.6.3, а именно: отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток по указанным улицам. Несмотря на то, что в силу ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.3, 5, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны осуществлять полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения в Порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, администрацией Новоеловского сельсовета не предпринимает мер к обеспечению искусственным уличным освещением в темное время суток улиц Школьной, переулков Северный и Заречный в деревне Александровка. Прокурор просит признать бездействие администрации Новоеловского сельсовета незаконным, возложить на лицо, чье бездействие оспаривается обязанность привести дороги в соответствие с правилами, стандартами, технологическими нормами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения. Установить освещение на улице Школьной, переулке Северном, переулке Заречном деревни Александровка Большеулуйского района. В судебном заседании помощник прокурора требование уточнил, просил признать бездействие администрации Новоеловского сельсовета в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах в границах муниципального образования поселения незаконным, обязать администрацию на указанных в заявлении улицах установить освещение. Глава администрации Новоеловского сельсовета Осипов Н.В. с заявлением не согласился. Он пояснил суду, что вопросами уличного освещения населенных пунктов муниципального образования Новоеловский сельсовет администрация занимается регулярно. Отсутствие освещение на незначительном количестве улиц обусловлено недостаточным финансированием дотационной территории, но в течение 2011 года они планируют осветить улицы полностью,, для этого изысканы дополнительные денежные средства и заключены соответствующие договоры. Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законом Российской Федерации. Согласно п.1.5 ст.7 Устава Новоеловского сельсовета Большеулуйского района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельсовета. В силу п.п. 6, 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных доро<адрес> содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В силу части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 ГОСТ Р 50597-93, предусмотрено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед /ч. В соответствии со ч. 1 ст. 11 Устава Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов с.Новая Еловка, д.Турецк, в том числе д.Александровка. Согласно ч.1 ст. 31 Устава к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета, администрация сельсовета является главным распорядителем бюджетных средств сельсовета; управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета. В соответствии с ч. 1 ст.29 Устава - администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Судом установлено из справки (л.д.14), что 11 ноября 2011 года при проведении прокуратурой Большеулуйского района проверки соблюдения администрацией Новоеловского сельсовета требований законодательства по обеспечению дорожного движения были выявлены нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог, выразившиеся в нарушении требований п.4.6.3 ГОСТ Р-50597-93, а именно: отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток вд. Александровка по улице Школьной, переулку Северному и переулку Заречному. Данное обстоятельство признано представителем органа, чье бездействие оспаривается, как не оспаривается и то обстоятельство, что указанные дороги находятся в границах муниципального образования Новоеловский сельсовет. Оно подтверждается и коллективным обращением граждан к и.о.прокурора Большеулуйского района, из которого следует, что администрацией Новоеловского сельсовета с марта 2011 не предпринимается мер по освещению указанных улиц в д.Александровка. Вместе с тем, предметом настоящего судебного заседания является деятельность исполнительного органа местного самоуправления по решению вопросов безопасности дорожного движения в части освещенности дорог в границах всего муниципального образования Новоеловский сельсовет. В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Администрация Новоеловского сельсовета не оспаривает наличия у неё обязанности обеспечить улицу Школьную, переулки Заречный и Северный в д.Александровка наружным освещением. Эта обязанность для них вытекает и из указанных выше нормативных актов, в частности из полномочий исполнительного органа местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности. С доводами заявителя о том, что администрация Новоеловского сельсовета в этой области бездействует, суд согласиться не может. Так, органом, чье бездействие оспаривается, представлены в суд документы, подтверждающие факты выполнения этим органом определенных действий. Из содержания заявлений граждан (л.д.8) вытекает, что в марте 2011 года администрацией Новоеловского сельсовета сделано освещение улиц Центральной и Кооперативной в д.Александровка. Как пояснил глава администрации Осипов Н.В., указанные работы выполнены администрацией Новоеловского сельсовета посредством электрика, состоящего у них в штате. Аналогичным способом выполнены работы и обеспечен уличным освещением населенный пункт Турец, Помощником прокурора не оспаривается тот факт, что указанные работы выполнены. В 2011 году в бюджет муниципального образование заложены средства в размере 4000000 рублей на дорожную деятельность (л.д.20-22). В проект бюджета на 2012 год заложены средства в размере 340 000 рублей на осуществление дорожной деятельности (л.д.23-25). 15 октября 2011 года заключен договор (л.д.26-31), составлена смета (л.д.32-34) и 7 ноября 2011 года приняты работы (л.д.35-37) по монтажу приборов уличного освещения в с.Новая Еловка, ул.Советская. 15 марта 2011 года заключен договор на техническое обслуживание уличного освещения в с.Новая Еловка, д.Александровка, д.Турецк (л.д.38-40). 4 марта 2011 года заключен договор (л.д.41-45) и составлена смета (л.д.46-47) на мотаж уличного освещения в д.Александровка. 26 сентября 2011 года (л.д.53-63) и повторно 17 ноября 2011 года (л.д.64-75) поданы и получены результаты рассмотрения заявок на размещение заказа путем проведения запроса котировок на выполнение работ по монтажу уличного электроосвещения в с.Новая Еловка по улице Партизанской, переулку Библиотечному и переулку Северному. 11 февраля 2011 года заключены договоры на оказание Новоеловскому сельсовету услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, а именно уличное освещение по адресу с.Новая Еловка ул.Рабочая, ул.Советская, пер.Библиотечный (л.д.76-80), ул.Лесная, ул.Молодежная (л.д.81-85), ул.Новая (л.д.86-90), ул.Крестьянская (л.д.91-95), ул.Рабочая (л.д.96-100), ул.Рабочая, ул.Советская (л.д.101-105), ул.Советская, ул.Партизанская (л.д.106-110), в д.Турецк по ул.Колхозной, ул.Новая (л.д.111-115), в д.Турецк по ул.Новая, ул.Колхозная (л.д.116-123). Приобретено оборудование для уличного освещения 23 декабря 2010 года на сумму 20000 рублей (л.д.124-125), 27 декабря 2010 года на сумму 3 275 рублей (л.д.126-127). 29 ноября 2011 года заключен договор и составлена смета на монтаж приборов уличного освещения в д.Александровка Новоеловского сельсовета (л.д.130-134). На момент рассмотрения дела судом из улиц муниципального образования общей протяженностью 18855 метров большая часть (13 890 метров) освещены в результате проведенных в 2010-2011 годах мероприятий по материальному и финансовому обеспечению безопасности дорожного движения в части освещенности улиц. Не освещенными остались ул.Молодежная, Рабочая, Крестьянская в с.Новая Еловка и улицы, указанные в заявлении (л.д.135). Нет оснований считать, что администрация Новоеловского сельсовета и бездействовала в отношении улицы Школьной, переулку Северному, переулку Заречному д.Александровка. С письменным заявлением в администрацию граждане не обращались, На устные требования о принятии мер глава администрации сообщал о том, что работы по освещение улиц будут продолжаться по мере поступления финансовых средств в бюджет муниципального образования, Представление прокурора в адрес органа, чье бездействие оспаривается было направлено прокурором Большеулуйского района лишь 11 ноября 2011 года, к настоящему времени срок для дачи ответа не истек. На день рассмотрения дела судом администрацией заключен договор и составлена смета на монтаж приборов уличного освещения в д.Александровка Новоеловского сельсовета. Доводы помощника прокурора о том, что все действия администрации Новоеловского сельсовета в период 2011 года совершены ими не добровольно а в счет исполнения решения Большеулуйского районного суда от 11 февраля 2011 года, возложившего на исполнительный орган местного самоуправления обязанность установить уличное освещение по ул.Партизанской, пер.Северному и пер.Библиотечному в с.Новая Еловка, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют в данном случае юридического значения. Более того, действия администрация за 2011 год не ограничены только решением суда, ими предпринимались меры по освещению всех улиц муниципального образования. Поскольку нет оснований для признания бездействия администрации Новоеловского сельсовета незаконным в части непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения, постольку нет оснований в рамках настоящего судебного разбирательства оснований для возложения на администрацию обязанности устранить нарушения требований к содержанию указанных в заявлении улиц в части их освещения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении заявления прокурора Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения и возложении обязанности установить наружное уличное освещение на улице Школьной, переулку Северному, переулку Заречному д.Александровка Большеулуйского района Красноярского края., Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.. Председательствующий: