№ 2-221/2011 решение



Дело № 2-221/2011

                                                              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2011 года                                                                                      с. Большой Улуй

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего и.о.судьи Бардышевой Е.И.,

с участием помощника прокурора Большеулуйского района Штей Т.А.,

представителя органа, чье бездействие оспаривается главы администрации Кытатского сельсовета Надулишняк Н.М.,

при секретаре Кинзуль Е.В.

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения и возложении соответствующей обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района об оспаривании бездействия в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, указав, что при проведении 25 ноября 2011 года проверки содержания улично-дорожной сети в п.Кытат и д.Шарыповка Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края на улице Станционной, Таежной, Гагарина поселка Кытат, улице Верхней, Нижней д.Шарыповка были выявлены нарушения законодательства в части требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения, выразившиеся в нарушение ГОСТ Р-50597-93 п. 4.6.3, а именно: отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток по указанным улицам.

Несмотря на то, что в силу ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.3, 5, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны осуществлять полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения в Порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, администрация Кытатского сельсовета не предпринимает мер к обеспечению искусственным уличным освещением в темное время суток указанных улиц. Прокурор просит признать бездействие администрации Кытатского сельсовета незаконным, возложить на орган, чье бездействие оспаривается, обязанность привести дороги в соответствие с правилами, стандартами, технологическими нормами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения. Установить освещение на улице Станционной, Таежной, Гагарина п.Кытат, улицах Верхней, Нижней д.Шарыповка

В судебном заседании помощник прокурора требование уточнил, просил признать бездействие администрации Кытатского сельсовета в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения (освещенности улиц) незаконным и возложить обязанность установить освещение на улицах Станционной, Таежной, Гагарина п.Кытат, улицах Верхней, Нижней д.Шарыповка.

Глава администрации Кытатского сельсовета Надулишняк Н.М. с заявлением не согласилась. Она пояснила суду, что вопросами уличного освещения населенных пунктов муниципального образования Кытатский сельсовет администрация занимается регулярно. Отсутствие освещение на незначительном количестве улиц обусловлено недостаточным финансированием дотационной территории, но в течение 2011 года они планируют осветить улицы полностью, для этого заложены соответствующие расходы в планируемый на очередной год бюджет денежные средства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законом Российской Федерации. Согласно п.п.5 п.1 ст.8 Устава Кытатского сельсовета Большеулуйского района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельсовета.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /далее Закона № 257-ФЗ/ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п.п. 6, 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 5 Закона № 257-ФЗ определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог /ст. 6 Закона № 257-ФЗ/.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения /далее Закона № 196-ФЗ/ -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

       Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения /ст. 5 Закона № 196-ФЗ/

В силу части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, согласно которым ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, технологическим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установлена правилами, стандартами, техническими нормами и другими документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Так в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 ГОСТ Р 50597-93, предусмотрено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед /ч.

В соответствии со ч. 1 ст. 3 Устава Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов п.Кытат, д. Беловка, станция Таежка, д.Шарыповка.

Согласно ч.1 ст. 32 Устава к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета; управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета, администрация сельсовета является главным распорядителем бюджетных средств сельсовета.

В соответствии с ч. 1 ст.31 Устава - администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Судом установлено из справки (л.д.119), что 25 октября 2011 года при проведении прокуратурой Большеулуйского района проверки соблюдения администрацией Кытатского сельсовета требований законодательства по обеспечению дорожного движения были выявлены нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог, выразившиеся в нарушении требований п.4.6.3 ГОСТ Р-50597-93, а именно: полное отсутствие наружного /уличного/ освещения в темное время суток по улицам Станционной, Таежной, Гагарина п.Кытат, улице Верхней, Нижней д.Шарыповка.

Данное обстоятельство признано представителем органа, чье бездействие оспаривается, равно как и не оспаривается то обстоятельство, что указанные в заявлении улицы находятся в границах муниципального образования Кытатский сельсовет.

Предметом настоящего судебного заседания является деятельность исполнительного органа местного самоуправления по решению вопросов безопасности дорожного движения в части освещенности дорог в границах муниципального образования Кытатский сельсовет, бездеятельность которого оспаривается прокурором.

В Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике соответствии с п. 1 постановления рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Администрация Кытатского сельсовета не оспаривает наличия у неё обязанности обеспечить улицы, находящиеся в границах муниципального образования наружным освещением, в том числе те, на которые указывает в своем заявлении прокурор.. Эта обязанность для них вытекает и из указанных выше нормативных актов, в частности из полномочий исполнительного органа местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности.

Вместе с тем, с доводами заявителя о том, что администрация Кытатского сельсовета в этой области бездействует, суд согласиться не может.

Так, органом, чье бездействие оспаривается, представлены в суд документы, подтверждающие факты выполнения администрацией Кытатского сельсовета определенных действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В 2011 году в бюджет муниципального образование заложены средства в размере 670 000 рублей на уличное освещение, включающие в себя оплату потребленной электроэнергии (л.д.53).

3 декабря 2010 года администрацией приобретены по двум счет-фактурам оборудование для монтажа уличного освещения на сумму 46029 рублей и на сумму 23 580 рублей (л.д.69, 70). Дополнительно приобретено оборудование 29 декабря 2011 года на сумму 10 494 рубля (л.д.72-73).

10 июня 2011 года получены Технические условия на подключение светильников уличного освещения по ул.Станционной, ул.Таежной и ул.Гагарина п.Кытат (л.д.27), на ул.Станционная ст.Таёжка (л.д.28).

5 июля 2011 года (л.д.35) и 8 ноября 2011 года (л.д.34) приобретен провод для установки уличного освещения.

18 августа 2011 года провод доставлен в п.Кытат (л.д.32)

20 сентября 2011 года заключен договор на монтаж приборов учета уличного электроосвещения в п.Кытат (л.д.26).

29 сентября 2011 года приняты работы по монтажу приборов учета уличного электроосвещения по ул.Таежной в п.Кытат (л.д.74-75).

14 ноября 2011 года приняты работы по монтажу приборов учета уличного электроосвещения по ул.Станционной п.Кытат.(л.д.76-77).

2 декабря 2011 года направлено заявление об изменении договора между администрацией Кытатского сельсовета и ОАО «Красноярскэнергосбыт» об изменении существующего между ними договора на поставку электроэнергии с учетом необходимости освещения улиц Станционной, Таежной, Гагарина в п.Кытат и улицы Станционной в ст.Таёжка (л.д.78).

Как пояснила суду представитель администрации Кытатского сельсовета и с её доводами согласился помощник прокурора, улицы Верхняя и Нижняя в д.Шарыповка являются фактически частью п.Кытат и все необходимое для их освещения оборудование установлено на ул. Гагарина.

Оснований утверждать, что администрация Кытатского сельсовета бездействовала в области безопасности дорожного движения в части освещения улиц, у суда нет.

выполняла администрация Кытатского сельсовета и иные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности заключала договоры на очистку улиц и их подсыпку (л.д.24-25).

Заявление прокурора в части признания бездействия администрации Кытатского сельсовета незаконным удовлетворению не подлежит.

Поскольку нет оснований для признания бездействия незаконным, постольку нет оснований и для возложения на администрацию Кытатского сельсовета обязанности по обеспечению освещением конкретных улиц в рамках настоящего судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

                                                                       Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения и возложении на администрацию Кытатского сельсовета обязанности установить освещение на улице Станционной, улице Таежной, улице Гагарина поселка Кытат Большеулуйского района Красноярского края, улице Верхней и улице Нижней д.Шарыповка Большеулуйского района Красноярского края,

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: