Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Большой Улуй 14 декабря 2011 года Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе Председательствующего и.о. судьи Бардышевой Е.И., С участием помощника прокурора Большеулуйского района Антошиной В.В., Представителя органа, чье бездействие оспаривается администрации Бычковского сельсовета главы администрации Лавринович В.В., При секретаре Кинзуль Е.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеулуйского района об оспаривании бездействия администрации Бычковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в части непринятия мер по оформлению внутрипоселенческих автомобильных дорог в собственность муниципального образования и возложении соответствующей обязанности в срок до 31 декабря 2012 года, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Большеулуйского района обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения, и в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, включающей проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Утверждая, что на территории Бычковского сельсовета расположены пять населенных пунктов, в границах которых имеется 8 улиц общей протяженностью 10 280 метров, ни одна из которых в собственность муниципального образования не принята до настоящего времени, что приводит к ненадлежащему содержанию дорожного покрытия, прокурор Большеулуйского района просит признать бездействие исполнительного органа местного самоуправления незаконным, обязать в срок до 31 декабря 2012 года оформить в установленном порядке право муниципальной собственности на внутрипоселенческие автомобильные дороги. В судебном заседании помощник прокурора Большеулуйского района Антошина В.В. заявление поддержала, подтвердила изложенные в нем обстоятельства, просила возложить на администрацию муниципального образования обязанность оформить в собственность поседения все внутрипоселенческие автомобильные дороги, находящиеся в границах муниципального образования Бычковский сельсовет. Глава администрации Бычковского сельсовета, чьё бездействие оспаривается, Лавринович В.В., признал требование прокурора, не отрицая тех обстоятельств, что мер по принятию и оформлению в собственность поселения автомобильных дорог в границах населенных пунктов администрация сельсовета не предпринимала, однако пояснил, что такой обязанности, по его мнению, у администрации нет, поскольку до настоящего времени никто им дороги в собственность в установленном порядке не передал. Собственных средств для оформления документации, необходимой для принятия внутрипоселенческих дорог в собственность поселения у них нет. Тем не менее обязанности по надлежащему содержанию дорог администрация Бычковского сельсовета выполняет, средства на эти цели в бюджет заложены, дороги находятся в хорошем состоянии. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законом Российской Федерации. Согласно п.п.5 п.1 ст.7 Устава Бычковского сельсовета Большеулуйского района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения сельсовета (л.д.9). Согласно ст.ст.29 и 31 Устава (л.д.11, 12), администрация муниципального образования является его исполнительно-распорядительным органом и главным распорядителем бюджетных средств. Согласно ст.11 Устава (л.д.10), в состав территории Бычковского сельсовета входят с.Бычки, д.Красная Заря, д.Счастливое, д.Богатое, д.Краевая. Согласно п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В силу п.п. 6, 12 статьи 3 того же Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 5 того же Федерального закона определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги, находящиеся в границах муниципального образования, указанные в заявлении прокурора, за исключением ул.Центральной в с.Бычки, являются автомобильными дорогами местного значения, что не отрицалось в процессе рассмотрения дела представителем органа, чье бездействие оспаривается, подтверждается реестром муниципальной улично-дорожной сети Бычковского сельсовета (л.д.8). Внутрипоселенческие дороги в силу действующего законодательства являются собственностью муниципального образования Бычковский сельсовет. Право муниципальной собственности поселения на них не оформлено. Никаких мер ни с момента вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году, ни с момента вступления в силу Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2007 году, администрация муниципального образования не предпринимала, то есть бездействовала. Глава администрации заявил, что дороги в границах муниципального образования находятся в удовлетворительном состоянии, средства на их содержание выделяются ежегодно, однако, по его же словам, средств на оформление дорог в собственность не потрачено нисколько. Бездействие администрации является незаконным, оно нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку отсутствие технической документации на автомобильные дороги, которой сопровождается оформление дорог в собственность, не позволяет определить их техническое состояние, их пропускную способность, в том числе определить мероприятия, необходимые для приведения дорог в состояние, которое будет являться безопасным для участников дорожного движения. Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, ссылка представителя органа, чье бездействие оспаривается на отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств на оформление внутрипоселенческих дорог в собственность поселения само по себе не освобождает собственника от обязанности по оформлению дорог в собственность. Вместе с тем, суд считает возможным согласиться с доводами представителя органа, чье бездействие оспаривается, о необходимости установления более длительного срока для выполнения требования прокурора. Это связано с особенностями формирования бюджета муниципального образования на очередной год. Так, проект бюджета Бычковского сельсовета на 2012 год уже разработан, находится в стадии согласования и принятия. Средства на оформление в собственность внутрипоселенческих дорог в собственность поселения в полном объеме в него не заложены. Суд считает оптимальным сроком для исполнения судебного решения будет являться дата до 1 декабря 2013 года. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Большеулуйского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Бычковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края по неоформлению внутрипоселенческих автомобильных дорог в собственность муниципального образования. Администрации Бычковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в срок до 1 декабря 2013 года оформить право муниципальной собственности поселения на расположенные в его границах внутрипоселенческие автомобильные дороги местного значения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд. Председательствующий: