№ 2-65/2012 решение



                                                                                                               Дело //2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2012 года                                                                            с.Большой Улуй          Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего и.о.судьи Бардышевой Е.И.,

с участием истца прокурора Большеулуйского района Красноярского края Лазовского В.И.,

ответчиков администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в лице главы Осипова Н.В.,

ответчика Масуновой Т.В.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края Лазовского В.И. о признании бездействия администрации Новоеловского сельсовета незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о муниципальной службе

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Большеулуйского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором указал, что в силу пункта 5 части первой статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В результате проведенной прокурором проверки было установлено, что в Новоеловской администрации Большеулуйского района на совместной службе состоят глава Новоеловского сельсовета Осипов Н.В. и его родная сестра Масунова Т.В., работающая на муниципальной должности специалиста 1 категории и непосредственно подчиняющаяся главе муниципального образования. Поскольку на вынесенное в адрес Главы администрации предписание тот нарушение законодательства не устранил, просит признать бездействие администрации Новоедловского сельсовета незаконным и возложить на Главу Новоеловского сельсовета обязанность по устранению нарушения путем прекращения трудового договора с Масуновой Т.В.

В судебном заседании прокурор Большеулуйского района свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Глава Новоеловского сельсовета Осипов Н.В. относительно иска возражал, пояснил, что свою родную сестру Масунову Т.В. он принял на работу 21 февраля 2011 года, а закон, запретивший совместное прохождение муниципальной службы близким родственникам, был принят в октябре 2011 года, По его мнению, указанный закон не может распространяться на спорные отношения. Кроме того, в ответ на представление прокурора Администрация Новоеловского сельсовета приняла меры по устранению нарушений законодательства, изменила структуру администрации Новоеловского сельсовета путем выведения специалиста 1 категории из подчинения у Главы администрации. В настоящее время непосредственно она подчиняется заместителю главы администрации.

Ответчик Масунова Т.В. относительно иска возражала по тем же основаниям, на которые указал в своих доводах глава администрации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 части первой статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.10.2011 N 288-ФЗ, предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Указанная норма ограничивает возможность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников.

Факт близкого родства между Осиповым Н.В. и Масуновой Т.В. ими не отрицается и подтверждается записями актов об их рождении (л.д.42, 43), свидетельство о браке Масуновой Т.В (л.д.24), из которых следует, что они родные брат и сестра.

Согласно Решению Избирательной комиссии муниципального образования Новоеловский сельсовет (л.д.25) Осипов Н.В. зарегистрирован Главой Новоеловского сельсовета 23 марта 2010 года.

Из Устава Новоеловского сельсовета, его статьи 29, следует, что Глава сельсовета исполняет полномочия главы администрации, а администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л.д.80).

Из Распоряжения Главы Новоеловского сельсовета Осипова Н.В. от 21 февраля 2011 года (л.д.10) следует, что Масунова Т.В. с указанной даты принята на работу в Администрацию Новоеловского сельсовета в аппарат управления на должность муниципального служащего специалиста первой категории (л.д.10), с ней заключен бессрочный трудовой договор (л.д.15-18). Указанное обстоятельство подтверждается и записью в её трудовой книжке (л.д.11-14).

Таким образом, судом установлено, что Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, состоит в близком родстве с муниципальным служащим.

При этом, муниципальный служащий Масунова ТН. находится в непосредственной подчиненности у Главы муниципального образования. Вывод об этом вытекает из анализа норм Устава Новоеловского сельсовета. Согласно его статье 16, глава сельсовета утверждает штатное расписание, организует работу с кадрами в администрации, их аттестацию, переподготовку и повышение квалификации, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности. Согласно п.2 статьи 30, должностные лица администрации назначаются и увольняются с должности главой администрации. Глава администрации распределяет обязанности между муниципальными служащими.

Таким образом, юридическим документом, определяющим статус главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, определено, что он обладает контрольными функциями по отношению к муниципальным служащим администрации Новоеловского сельсовета, а те ему подчинены непосредственно.

Доводы ответчиков о том, что закон, устанавливающий запрет на прохождение совместной муниципальной службы для родственников не может распространяться на спорные отношения, поскольку трудовой договор с Масуновой Т.В. был заключен ранее его принятия, являются не состоятельными.

Так, буквально, из текста самого закона следует, что запрет установлен не только на принятие на работу гражданина, но и на прохождение муниципальной службы в случае близкого родства между определенными в законе категориями лиц. Федеральный закон № 288-ФЗ от 21 октября 2011 года вступил в законную силу спустя 10 дней со дня его опубликования в Российской газете от 24 октября 2011 года. С 4 ноября 2011 года он подлежит исполнению.

Действующим законодательством установлены специальные основания для прекращения трудовых отношений в отношении муниципальных служащих. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в частности, в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 этого Закона.

В силу п.10 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальные служащие обязаны соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Ограничение введено Федеральным законом, что соответствует Конституции Российской Федерации и нормам Трудового кодекса РФ. С 4 ноября 2011 года введен запрет на прохождение муниципальной службы в случае наличия близкого родства муниципального служащего с другим муниципальным служащим или главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. С этой даты закон должен исполняться всеми без исключения муниципальными служащими, в том числе и теми, трудовые отношения с которыми возникли до вступления в силу Федерального закона.

Не влияют на выводы суда и доводы ответчиков о том, что на основании представления прокурора изменена структура администрации Новоеловского сельсовета, в результате изменений Масунова Т.В. в настоящее время находится в непосредственном подчинении у заместителя главы администрации. В подтверждение своих доводов глава администрации представил суду Решение Новоеловского сельского совета депутатов от 30 декабря 2012 года № 56 и протокол сессии об изменении структуры администрации (л.д.34, 44-46) приложение к указанному Решению, содержащую структуру администрации, (л.д.35), должностную инструкцию заместителя главы администрации, согласно которой он осуществляет контроль за работой специалиста первой категории (л.д.47-48). Предпринятыми мерами факт непосредственной подчиненности и подконтрольности муниципального служащего специалиста 1 категории главе муниципального образования, не устранен.

Так, согласно должностной инструкции муниципального служащего администрации Новоеловского сельсовета специалиста 1 категории (л.д.20-22), утвержденной главой администрации Новоеловского сельсовета 21 февраля 2011 года, специалист подчиняется непосредственно Главе сельсовета и заместителю Главы администрации сельсовета. Сохраняют свое действие положения Устава муниципального образования о полномочиях главы в отношении муниципальных служащих.

Не имеют юридического значения и доводы ответчиков о том, что Масунова Т.В. при выполнении служебных обязанностей не принимает ответственных решений, не подписывает финансовых документов, а поэтому нет оснований считать возможным проявление в факте совместного прохождения ими службы коррупциогенных факторов. Так, целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения муниципальных служащих, а следовательно, и на качество их служебной деятельности, которое может проявиться не только в злоупотреблении служебным положением, но и в снижении дисциплины.

Учитывая, что, по сути, законное требование прокурора об устранении нарушения действующего законодательства главой администрации Новоеловского сельсовета устранено не было, суд соглашается с доводами прокурора о том, что орган местного самоуправления бездействовал незаконно. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, поскольку устранение действующего законодательства о совместном прохождении родственниками муниципальной службы может быть достигнуто посредством и других способов, помимо прекращения трудового договора с Масуновой Т.В., то суд полагает необходимым возложить на орган местного самоуправления устранить нарушение любым способом, прекращающим совместную службу между главой муниципального образования Осиповым Н.В. и муниципальным служащим Масуновой Т.В.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Большеулуйского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новоеловского сельсовета Борльшеулуйского района Красноярского края в части не устранения нарушения п.5 ст.13 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Администрации Новоеловского сельсовета устранить указанное нарушение путем прекращения прохождения совместной службы между главой муниципального образования Новоеловский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края, возглавляющим местную администрацию Осиповым Николаем Васильевичем и муниципальным служащим Масуновой Татьяной Васильевной.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.

Председательствующий: