решение о обязании провести мероприятия по расширению детских садов в муниципальном районе



№2-107/ 2011 года.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

25 мая 2011 года г.Шагонар

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Монгуша А.В.,

с участием помощника прокурора Улуг-Хемского района РТ Даржаа А.А., представителя ответчика - администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» Монгуш В.Х. по доверенности, при секретаре Ондар Ш.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о понуждении к совершению действий, суд

установил:

Прокурор Улуг-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений, а также исполнения законодательства по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Улуг-Хемского района. В ходе указанной проверки проверены законность деятельности муниципальных дошкольных учреждений (далее-МДОУ), действующих на территории района. По результатам проверки установлено, что по состоянию на конец 1 квартала 2011 года в Улуг-Хемском районе функционируют 12 МДОУ, расположенных в г. Шагонаре и различных сельских поселениях. Общее количество детей, посещающих указанные МДОУ, составляет 1255 человек. Общее количество мест в целом по району по устройству детей в указанные МДОУ составляет 955 мест. В настоящее время, согласно данным отдела образования администрации Улуг-Хемского района, очередь детей по устройству в МДОУ оставляет 909 человек. Из них наибольшая очередь по устройству детей дошкольного возраста в МДОУ имеется в г. Шагонаре на 799 человек, в с.Ийи-Тал на 25 человек, в с.Иштии-Хем на 11 человек, и на 15 человек в с.Эйлиг-Хем. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в МДОУ, расположенных на территории Улуг-Хемского района, путем постройки нового здания в городе Шагонар, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Арыг-Узуу, Чодураа Иштии-Хем и Эйлиг-Хем в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, связанные с постройкой новых зданий детских садов в городе Шагонар и расширением путем пристройки к имеющимся детским садам в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Арыг-Узуу, Чодураа, Иштии-Хем и Эйлиг-Хем в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании помощник прокурора Улуг-Хемского района Даржаа А.А. полностью поддержал исковое заявление по приведенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.

Представитель администрации Улуг-Хемского района Монгуш В.Х. в суде возражал против искового заявления прокурора района, пояснив, что в целом с требованиями прокурора района в части необходимости постройки и расширения имеющихся МДОУ согласен, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Однако не согласен с требованием прокурора произвести расчет необходимых финансовых затрат в срок до ДД.ММ.ГГГГ и о проведении мероприятий с постройкой нового дошкольного учреждения и расширения путем пристройки к имеющимся детским садам в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для решения данных вопросов требуется значительный объем работы, в бюджете на 2011 год средств на эти целит не предусмотрено, свободных денежных средств также не имеется, бюджет района является дотационным, собственный годовой доход района составляет всего 47 млн. рублей и за столь короткое время невозможно выполнить требуемые прокурором района условия.

Свидетель ФИО1, <данные изъяты> Управления образования администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», в суде показал, что в Улуг-Хемском районе действительно не хватает муниципальных дошкольных образовательных учреждений и требуется постройка новых и расширение действующих учреждений. Необходимости расширения муниципального дошкольного образовательного учреждения в с.Арыг-Узуу нет, поскольку данное учреждение рассчитано на 140 мест, фактически посещает 76. Также в районе проблема с недостаточным обеспечением дошкольного образования решается путем открытия на базе средних школ групп детского дошкольного обучения. Такие группы есть во всех школах района, кроме с.Ийи-Тал и Эйлиг-Хем, что связано с недобором групп. В городе Шагонаре имеется недостроенное здание МДОУ, однако в настоящее время оно подлежит сносу. Бюджет района является дотационным, предприятия, с которых могли бы взыскиваться налоги, в настоящее время в состоянии банкротства. К примеру, на один ремонт кровли одного садика «<данные изъяты>» требовалось около 3,7 млн. рублей, но было выделено всего 1,7 млн. рулей. Таким образом, на постройку одного детского сада требуется значительное количество денежных средств. Также находит нереальными сроки, которые требует установить прокурор района. На подготовку проектно-сметной документации требуется проведение торгов, затем проведение изыскательских работ и подготовка документации, на что как минимум потребуется время сроком не мене одного года. Также необходимо заложить денежные средства в бюджет следующего года, что очень затруднительно при дефицитном бюджете. На строительные работы требуется проведение торгов с подрядчиками, не говоря уже о сроках самой работы по постройке дошкольного образовательного учреждения. И таким образом на все потребуется значительное количество времени.

Выслушав прокурора, представителя ответчика - администрации муниципального образования «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Части 1 и 2 ст.43 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым гражданином право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно ч.3 ст.5 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно ч.3 ст.18 Закона РФ от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» следует, что Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются:

1)охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

2)обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

3)воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

4)осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

5)взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

6) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п.11 статьи 7 Главы II Устава муниципального образования следует, что в ведении администрации муниципального образования «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» находятся в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти республики; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, из вышеуказанных норм законодательства следует, что обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе и создание муниципальных дошкольных образовательных учреждений, возложена на муниципальные районы, в данном случае - на администрацию муниципального образования «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».

Однако администрацией муниципального образования «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» в нарушение ч.3 ст.18 Закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» и п.11 ст.15 Федерального закона от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных прав ребенка в Российской Федерации» не предпринимается достаточных организационных мер по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, на что указывает существенная нехватка мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Улуг-Хемского района, что подтверждается представленными сведениями начальника Управления образования муниципального образования «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от 01 марта 2011 года.

Не исполнение вышеуказанных требований законодательства нарушает права детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Кроме того, невыполнение вышеназванных требований по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде недостаточной коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей в виде неполноценного развития, вызванного неисполнением основных задач дошкольных образовательных учреждений.

Из доводов представителя ответчика, показаний начальника Управления образования района и представленных ими письменных сведений следует, что в настоящее время необходимости в расширении муниципального дошкольного образовательного учреждения в п.Арыг-Узуу не требуется, поскольку в нем имеются свободные места.

При таких обстоятельствах требования прокурора об обязании администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Улуг-Хемского района путем постройки нового здания в городе Шагонар, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Арыг-Узуу, Чодураа Иштии-Хем, Эйлиг-Хем, а также об обязании провести мероприятия, связанные с постройкой новых зданий детских садов в городе Шагонар и расширением путем пристройки к имеющимся детским садам в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Арыг-Узуу, Чодураа Иштии-Хем, Эйлиг-Хем подлежат удовлетворению частично.

Суд находит несостоятельным требование прокурора произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей путем расширения детского сада путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительной группы в МДОУ села Арыг-Узуу, а также об обязании провести мероприятия, связанные с расширением путем пристройки к имеющемуся МДОУ села Арыг-Узуу, так как данный довод в судебном заседании не нашел своего подтверждения.

При определении сроков исполнения требований учитывая объемность и длительность сроков выполнения работ, связанных с изысканием денежных средств, проведением торгов, выполнением проектных и изыскательских работ, самой постройкой и расширением муниципальных дошкольных образовательных учреждений, исходя из принципов разумности и справедливости, а также принимая во внимание, что на базе средних школ имеются действующие группы детского дошкольного обучения, суд считает необходимым установить более длительные сроки исполнения судебного решения.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НКН РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 197 и 198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое заявление прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в МДОУ, расположенных на территории Улуг-Хемского района, путем постройки нового здания в городе Шагонар, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Чодураа, Иштии-Хем и Эйлиг-Хем в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» провести мероприятия, связанные с расширением путем пристройки к имеющимся детским садам в селах Ийи-Тал, Хайыракан, Чодураа, Иштии-Хем и Эйлиг-Хем в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» провести мероприятия, связанные с постройкой новых зданий детских садов в городе Шагонар Улуг-Хемского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части искового заявления прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий подпись А.В. Монгуш