№ 2-48/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Шагонар 28 февраля 2011 года
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Монгуша С-Ч.С.,
с участием: старшего помощника прокурора Улуг-Хемского района Оргу А.О.,
представителя Администрации муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» Монгуша В.Х. по доверенности,
при секретаре Базыр Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» в части невыполнения требований статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства путем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации,
установил:
Прокурор Улуг-Хемского района РТ обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» в части невыполнения требований статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства путем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что в нарушение ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ в течение 2010 года администрацией Улуг-Хемского района не размещались заказы у субъектов малого предпринимательства, сведений о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства, сведений о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере установленном законом не имеется. Указанные нарушения закона свидетельствуют об отсутствии контроля, осуществляемого органами местного самоуправления за соблюдением требований федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. По данному факту нарушения закона, прокуратурой в адрес председателя Администрации Муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» 21 декабря 2010 года внесено представление об устранении нарушений закона. 24 января 2011 года Администрацией в удовлетворении акта прокурорского реагирования отказано, при этом ответ мотивирован исчислением формулы, которая свидетельствует о неправильном толковании законодательства в сфере размещения заказов. Бездействием органа местного самоуправления по неисполнению требований ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нарушаются права и законные интересы граждан, являющихся субъектами предпринимательства, тем самым необоснованно ограничивается круг участников размещения заказа.
В судебном заседании прокурор полностью поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального района «Улуг-Хемский район РТ» Монгуш В.Х. по доверенности, возразив против заявления, пояснил суду, что Администрацией муниципального района «Улуг-Хемский район РТ» в 2010 году размещено 4 заказа путем проведения запросов котировок и открытого аукциона, и которые не входят в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок. При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Из представления прокурора Улуг-Хемского района от 21 декабря 2010 года исх. № 7/5-10 установлено, что в результате проверки выявлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрацией Улуг-Хемского района не размещались заказы у субъектов малого предпринимательства, сведений о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере, установленном законом не имеется. Предложено рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений закона.
Из ответа и.о. председателя администрации района Маслениковой Н.В. от 24 января 2011 года исх. № 45 установлено, что Администрация муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» рассмотрев представление прокурора, сообщила, что действительно в течение 2010 года администрацией Улуг-Хемского кожууна не были размещены заказы путем проведения торгов, запросов котировок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, потому что в качестве муниципального заказчика администрация Улуг-Хемского кожууна размещала заказы путем проведения запросов котировок и открытого конкурса только 4 раза: 1. запрос котировок на приобретение 20-хкомнатной квартиры детям и сиротам, 2. открытый аукцион на приобретение 4-хкомнатной квартиры детям и сиротам, 3. открытый конкурс на выполнение работ по разработке нормативных правовых актов для реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ, 4. запрос котировок на поставку путевок в стационарный лагерь «Чодураа», а согласно ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ, они как муниципальный заказчик должны были размещать заказы путем запроса котировок и торгов у субъектов малого предпринимательства нее более 20% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, и если бы администрация кожууна разместила хотя бы один заказ у субъектов малого предпринимательства, то это было бы перевыполнением 20% лимита предусмотренного ст. 15 указанного закона. Это исчисляется следующей формулой: 100%/4 заказа = 25%. Поэтому по вышеуказанным доводам, администрация кожууна не согласна с представлением.
Согласно ч. 1 Письма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 5684-АП/Д05 и Федеральной Антимонопольной службы № АЦ/10329 от 29 апреля 2008 года «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства» установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов, запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с ч. 3 вышеуказанного письма следует, что для того чтобы во время процедуры допуска участников размещения заказа удостовериться, что участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, аукционе, котировочную заявку, соответствует требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, заказчик должен:
а) с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства (доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц, доля участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов), указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копии учредительных документов (устав, учредительный договор).
При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается;
б) с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно) заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Участник размещения заказа декларирует в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (о численности работников за предшествующий календарный год). Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется;
в) проверка заказчиком соответствия участника размещения заказа требованию, указанному в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства) заказчиком не осуществляется, так как в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлены указанные предельные значения. Предъявление к участникам размещения заказа требований, перечисленных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, до установления Правительством Российской Федерации предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг), является необоснованным ограничением круга участников размещения заказа и нарушением антимонопольного законодательства.
Кроме того, в целях разъяснения применения положений ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ Минэкономразвития России и ФАС России в Письме от 17.08.2009 указывают, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года №237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» установлен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Размер не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средства для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в перечне.
Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей);
б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и max объем средств - 20%), подлежащей размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащей размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, из ответа данного администрацией района следует, что администрация при расчете объема размещения заказов у субъектов предпринимательства неверно руководствуется количеством проведенных аукционов и запросов котировок, а не общей суммой средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень.
Из извещения о проведении запроса котировок (рег. номер: №ЗК-12-10-04) на приобретение 2-хкомнатной квартиры для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в городе Шагонар Улуг-Хемского района РТ, установлено, что в извещении о проведении запроса котировок заказа информации о том, что участниками запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства не имеется.
Из извещения о проведении открытого аукциона (рег. номер: №АО-11-10-05) на покупку благоустроенной 4-хкомнатной квартиры в г. Шагонар установлено, что данное извещение не содержит информации о том, что участниками запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства.
Из извещения о проведении открытого аукциона (рег. номер: №АО-06-10-02) на капитальный ремонт отопления МОУ СОШ №1 г. Шагонар установлено, что данное извещение не содержит информации о том, что участниками запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства.
Из извещения о сроке продлении проведении запроса котировок (рег. номер: №ЗК-06-10-02) на поставку путевок в стационарный лагерь на 2 сезон Улуг-Хемского района установлено, что информации о том, что участниками могут являться только субъекты малого предпринимательства не имеется.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией Муниципального района «Улуг-Хемский район РТ» в 2010 году размещено 4 заказа путем проведения запросов котировок и открытого аукциона, и которые не входят в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года (в ред. от 17.03.2009г №237).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Улуг-Хемского района обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» в части невыполнения требований статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» устранить нарушения требований федерального законодательства путем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения-04 марта 2011 года.
Судья С-Ч.С. Монгуш