о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии



Дело № 2-314(1)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 августа 2010 года                                                             р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи                          Э.Р. Касымовой,

с участием адвоката                                                            А.В. Ильина,

при секретаре                                                                       Е.Е. Десимон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швыркуновой А.Б. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Швыркунова А.Б. обратилась суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии, указывая, что *** года она обратилась в УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске с заявлением о назначении ей пенсии. Протоколом №** от *** года комиссией в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы. В специальный стаж ответчик не включил периоды работы: с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде №**, с 02.02.2005 года по 28.09.2009 года в должности медсестры филиала ОАО «***» санатория «***», с 29.09.2009 года по 31.12.2009 года в должности медицинской сестры на 0,5 ставки в *** участковой больнице МУЗ «***». Считает, что во включении в ее специальный стаж указанных периодов работы отказано необоснованно. Просит обязать ответчика в судебном порядке включить в специальный стаж названные периоды ее работы и назначить пенсию с 16.03.2010 года.

От истца Швыркуновой А.Б. в судебном заседании поступило заявление об отказе от исковых требований к ответчику в части включения в специальный стаж периода работы с 29.09.2009 года по 31.12.2009 года в должности медицинской сестры на 0,5 ставки в *** участковой больнице МУЗ «***». Отказ от иска принят судом, о чем вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в указанной части.

В оставшейся части истица Швыркунова А.Б. в судебном заседании иск поддержала, приведя в обоснование те же доводы, а, кроме того, в отношении периода работы с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде №** пояснила, что ее обязанности заключались в оказании детям скорой и неотложной помощи, проведении профилактических прививок, проведении диагностических проб, забора материала для лабораторного исследования, проведении термометрии, антропометрии, проведении профилактических мероприятий, контроля организации питания, контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима и многом другом. Считает, что данный период работы подлежит включению в стаж, поскольку она занималась лечебной деятельностью. В отношении периода работы с 02.02.2005 года по 28.09.2009 года в должности медсестры филиала ОАО «***» санатория «***», пояснила, что санаторий «***» осуществляет лечение заболеваний органов дыхания, болезней опорно-двигательной системы, лечение и профилактику заболеваний нервной системы, а также лечение по многим другим направлениям. На все разрешенные виды деятельности санаторий «***» имеет соответствующую лицензию. В период работы в санатории «***» главной медсестрой с 02.02.2005 года по 08.02.2008 года в ее обязанности помимо организационной деятельности входило предупреждение распространения внутрибольничной инфекции, для чего она осуществляла контроль за правильностью обработки медицинских кабинетов и медицинского инструмента, качеством уборки жилых помещений, контроль за утилизацией отходов, за обработкой мусорных баков на территории санатория и на пляже. В ее обязанности входило доставка в лабораторию биологического материала, в частности крови, т.е. она имела контакт с потенциально инфицированными жидкостями с риском заражения. Также она следила за товарным «соседством» в пищеблоке и сроками хранения продуктов и многое другое. В период работы в санатории «***» дежурной медсестрой с 09.02.2008 года по 28.09.2009 года она работала с 16.00 часов до 8.00 часов утра следующего дня, в ее обязанности входило встретить вновь прибывших отдыхающих, направить их к доктору, после приема доктора заполнить санаторно-курортную карту, разъяснить время и место приема процедур, назначенных врачом. С 20.00 до 22.00 часов она должна была по назначениям врача сделать инъекции (внутривенные, внутримышечные), поставить капельницы, клизмы, оказать неотложную помощь при необходимости в случае ранения. Затем она должна была работать с документами, вновь прибывших больных поставить на питание, убывших снять с питания. С 6.00 часов до 8.00 часов снова следовали инъекции и клизмы, подготовка пациентов к исследованиям, обработка инструмента. Считает, что периоды работы в санатории «***» подлежат зачету в специальный стаж, поскольку она занималась медицинской деятельностью, у нее медицинское образование, она повышала свою квалификацию как медработника каждые 5 лет.

Представитель ответчика УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Кузнецова Е.И. иск не признала, пояснив, что согласно Списку учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, право на досрочную пенсию дает работа в санаториях, являющихся «учреждениями» (поскольку законодателем установлен список именно «учреждений»). Санаторий «***» учреждением не является, он является структурным подразделением ОАО «***». В п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, перечислены структурные подразделения различных организаций, работа в которых дает право на досрочные пенсии. Такое наименование, как «санатории», в указанном перечне структурных подразделений отсутствует.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ОАО «***» Кузнецова Е.А.. исковые требования поддержала, пояснив, что санаторий «***» ОАО «***» является учреждением здравоохранения. Основным видом деятельности санатория является санаторно-курортная деятельность. С момента образования ОАО «***» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, выдаваемую на определенный срок. Санаторий является многопрофильным, что подтверждается разрешенными видами медицинской деятельности, перечисленными в приложении к лицензии, а также наличие необходимого оборудования и штата для лечения таких больных, имеющиеся природные факторы для лечения различных заболеваний. Ориентируясь на федеральные стандарты по оказанию санаторно-курортной помощи, в санаториях разработаны свои стандарты с учетом возможностей санатория и имеющейся лечебной базы.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Швыркунова А.Б. с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года работала в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде №**, с 02.02.2005 года по 08.02.2008 года главной медсестрой филиала ОАО «***» санатория «***», а с 09.02.2008 года по 28.09.2009 года дежурной медсестрой филиала ОАО «***» санатория «***».

*** года Швыркунова А.Б. обратилась в УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске с заявлением о назначении пенсии, однако ей решением, принятым *** года в этом было отказано, при этом в специальный стаж не зачтены вышеуказанные периоды.

Период работы Швыркуновой А.Б. с *** по *** в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде №** не включен в стаж в связи с тем, что разделом «Наименования учреждений» Списка учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, ясли-сады не предусмотрены.

Период работы с 02.02.2005 года по 28.09.2009 года в должности медсестры филиала ОАО «***» санатория «***» не включен в стаж с указанием на то, что санаторий «***» учреждением не является, а является структурным подразделением ОАО «***». В числе структурных подразделений, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, санаторий «***» не имеет соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781.

Вместе с тем суд считает, что период работы Швыркуновой А.Б. с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде №** не включен в специальный стаж необоснованно.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Период работы Швыркуновой А.Б. в должности медсестры ясли-сада №** с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, период работы истицы в должности медсестры ясли-сада №** с 11.02.1987 года по 19.01.1988 года подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В отношении включения в специальный стаж периода работы с 02.02.2005 года по 28.09.2009 года в должности медсестры филиала ОАО «***» санатория «***», суд оснований для удовлетворения иска не находит.

До 1.11.1999г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Список, утвержденный данным постановлением, предусматривал включение в стаж, дающий право на выслугу лет, работы в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности, соответственно профиль санатория на тот момент не имел определяющего значения. Впервые указание на наличие соответствующего профиля санатория, дающего право на пенсию по выслуге лет, введено постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066, вступившего в силу с 1.11.99г. В дальнейшем указание на наличие соответствующего профиля санатория было сохранено в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781. В указанных Списках названы санатории для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно Стандарту (паспорту) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «***»- санаторием им. *** и санаторием «***» 2003 года, в качестве основного профиля указаны урологические и гастроэнтерологические заболевания, которые не названы в Списках учреждений- санатории с соответствующими профилями, утвержденных постановлением Правительства № 1066 и № 781.

Указанный Стандарт (паспорт) утвержден приказом Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 21.05.2003 года № 351.

Данный профиль остается основным до настоящего времени.

В представленных учредительных документах: в Положении о филиале ОАО «***» санатории «***» (2002г.) (п. 2.1), в Положении о филиале ОАО «***» сан. «***» (вторая редакция 2004г.) (п. 2.1), в Уставе ОАО «***» (четвертая редакция 2006г.) (п. 1.8), в качестве основных видов деятельности названо оказание санаторно-курортных и сопутствующих им услуг, без указания на профиль санатория.

Указание в Стандарте (паспорте) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «***»- санаторием им. *** и санаторием «***» 2003 года на дополнительный профиль: лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний дыхательной системы, заболеваний сердечно-сосудистой системы, гинекологических заболеваний, заболеваний ЛОР- органов неинфекционного характера, нарушения обмена веществ и других, не позволяет отнести санаторий к числу названных в Списке, утвержденном постановлением Правительства № 1066 и Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781, специальных санаториев, поскольку работа в них в силу специфики лечения заболеваний отличается от работы в санатории общего профиля, каким является санаторий «***». Указанные направления лечения не являются основными и не свидетельствуют о специальной направленности санатория.

Не могут свидетельствовать о наличии необходимого профиля санаториев и данные о прохождении лечения в санатории больных с заболеваниями дыхательной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, психоневрологических и гематологических больных, что подтверждено справками о составе выбывших больных за 2005-2007г.г., поскольку процент таких больных в сравнении с общим количеством отдохнувших и получивших лечение в санатории за каждый год незначителен.

Так, в 2005-2007г.г. процент больных санатория «***» с основным диагнозом болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани составил соответственно 9,3%; 9,5%; 11,2%; болезни системы кровообращения 2,3%; 3,0%; 7,4%; болезни нервной системы 0,21%; 0,9%; 1,15%.

В то же время в тот же период 2005-2007г.г. процент больных санатория «***» с основным диагнозом болезни органов пищеварения составил соответственно 70,3%; 63%; 52,5%; с болезнями мочеполовой системы 23%; 21%; 20,6%, что свидетельствует о направленности санатория на лечение урологических и гастроэнтерологических заболеваний.

В связи с изложенным, факт наличия у санатория «***» различных программ лечения, в том числе заболеваний костно-мышечной системы, заболеваний нервной системы, невротических расстройств и т.д., не является определяющим.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой даны определения основных понятий, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Исходя из этого, документы по лицензированию деятельности санатория, также не свидетельствуют о наличии у санатория специального профиля, а лишь являются документами, разрешающими санаторию осуществлять данные виды деятельности.

Таким образом, давая анализ указанным документам, суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что в санатории «***» и осуществлялась работа по лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ревматизмом, гематологических, психоневрологических больных, этот факт не может свидетельствовать о наличии у санатория соответствующего профиля.

Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста только для тех лиц, которые осуществляли работу в должности и учреждении, предусмотренных Списком 1999 года (позднее 2002 года) именно с учетом характера и условий выполняемой работником лечебной или иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию.

Нельзя приравнять трудовую деятельность медицинского работника, осуществляющего трудовую деятельность в санатории определенного (специального) профиля, который создан с учетом специфики труда и профессиональных навыков лиц, осуществляющих в нем свою трудовую деятельность, к санаторию общего профиля, в котором осуществляет свою трудовую деятельность истица.

Дифференциация по профилю и задачам деятельности учреждений санаториев (курортов), предусмотренных Списками 1999 и 2002 г.г., не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Эта дифференциация допустима, объективно оправдана и обоснована законодателем.

Утвердив, как определено законом, именно список профессий и должностей, Правительство РФ правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках закона определять круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет. Данный вывод был сделан в постановлении Президиума Верховного суда РФ от 26.06.2002 года № 173пв01 в отношении Списка, утвержденного постановлением Правительства № 463 в части наименования учреждений, что аналогично рассматриваемой ситуации.

Наличие у истицы сертификата по специальности «Сестринское дело», факты повышения квалификации на выводы суда не влияют.

Поскольку истцом не предоставлено доказательств тому, что санаторий «***» является санаторием соответствующего профиля, то не включение в специальный стаж истцу спорных периодов работы в санатории «***» ОАО “***”, как имевших место после 1.11.1999 года, по названному мотиву является правильным.

С учетом включения в стаж истцу периода работы с 11.02.1987г. по 19.01.1988г., специальный стаж истца составляет менее необходимых 25 лет работы в сельской местности (включение данного периода работы на исчисление стажа в сельской местности не влияет, т.к. работа протекала в городе), и менее 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа.

В связи с отсутствием необходимого стажа, в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Швыркуновой А.Б. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске включить в специальный стаж Швыркуновой А.Б. период работы с 11.02.1987г. по 19.01.1988г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде №**.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ:                                                            Э.Р. КАСЫМОВА