дело № 2-382(1)/2010 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации р.п. Ишеевка 23 сентября 2010 года Ульяновской области Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трубачевой И.Г. с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Тульчанской Е.А. при секретаре Куренковой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО «Ульяновский район» о признании недействующим в части Устава МО «Ульяновский район», УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО «Ульяновский район» о признании недействующим в части Устава МО «Ульяновский район». В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ряд норм Устава муниципального образования «Ульяновский район» противоречат требованиям действующего законодательства. Устав МО «Ульяновский район» был принят решением Совета депутатов МО «Ульяновский район» от 30.08.2005 № 5/34 и после государственной регистрации был опубликован в газете от 05.03.2005 № 25, после чего вступил в силу. Опубликованными после государственной регистрации решениями Совета депутатов от 30.01.2006 № 11/108, от 27.04.2006 № 15/139, от 31.01.2007 № 25/261, от 30.08.2007 № 31/337, от 17.04.2008 № 38/427, от 11.03.2009 № 46/493 в Устав МО «Ульяновский район» были внесены изменения, которые также вступили в силу. С момента последних изменений и дополнений, внесенных в Устав МО «Ульяновский район», был издан ряд федеральных законов, согласно которым положения Устава подлежали приведению в соответствие. Из-за того, что длительное время положения Устава не пересматривались, ряд из них вошли в противоречие с нормами федерального законодательства и не могут быть применимы. До настоящего времени Устав не только не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, но даже не подготовлен проект изменений и дополнений в Устав, который отвечал бы требованиям закона. Прокурор просит признать недействующими с 01.01.2010 п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 41 Устава муниципального образования «Ульяновский район»; признать недействующими с 29.12.2008 ч. 1- 4 ст. 57, п. 5 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 89 Устава муниципального образования «Ульяновский район». В судебном заседании прокурор Тульчанская Е.А. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала. Суду дополнительно пояснила, что законом на прокуратуру возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением уставов муниципальных образований требованиям действующего законодательства. Прокуратурой района на постоянной основе отслеживается состояние уставов, так как устав является основным документом, на основании которого организуется вся деятельность муниципального образования. В рамках представленных прокуратуре полномочий и мониторинга действующего законодательства, было выявлено, что после принятия ФЗ № 281-ФЗ от 25.12.2008г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Устав МО «Ульяновский район» нуждается во внесении в него поправок. 11.03.2009г. было принято решение Совета депутатов о внесении изменений в Устав МО «Ульяновский район», в котором изменения федерального законодательства учтены не были. В настоящее время этот вопрос актуален. Поскольку с 01.01.2010г., согласно ФЗ от 27.12.2009г. №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления муниципального района утратили право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В нарушение требований закона указанное правомочие закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 Устава. Муниципальное образование функционирует на основании устава, поэтому возможно продолжение финансирования проведения указанных работ, что повлечет незаконный отток денежных средств из местного бюджета и не надлежащее финансирование и исполнение других полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. ФЗ №365-ФЗ, внесшим изменения в ст. 37 ФЗ № 131- ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», определено, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года. В настоящее время главой местной администрации написано заявление о сложении с себя полномочий по собственному желанию, после выхода его из отпуска, он будет уволен. После этого будет начата конкурсная процедура на замещение должности главы администрации. Все сопровождающие акты принимаются на основании устава, в котором установлен более длительный срок полномочий главы местной администрации. Все это может повлечь незаконное назначение лица на более длительный срок. Кроме того, в уставе муниципального образования предусмотрено издание постановлений и распоряжений Главой администрации от своего имени, в то время как федеральным законодательством установлено, что Глава администрации выносит акты от имени администрации, тем самым изменен статус нормативно- правовых актов. Устав является основным нормативно-учредительным документов, определяющим статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово- экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, порядок расходования бюджетных средств, финансирование работ, статус принимаемых Главой администрации нормативно- правовых актов, срок полномочий Главы администрации, а потому его противоречие требованиям закона недопустимо. Представитель ответчика Кузянин А.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что Устав МО «Ульяновский район» был принят 30.08.2005г. в установленном порядке. В 2005г. полномочия по регистрации уставов были представлены Правительству Ульяновской области, а с 01.09.2005г. они были переданы Министерству юстиции. В 2005г. устав принимался также Советом депутатов, вся процедура была соблюдена в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Указанные прокурором изменения не были внесены своевременно в устав, в связи с тем, что в Совете депутатов отсутствовал юрист, в последующем был принят юрист, который был некомпетентен, поэтому вопрос с внесением изменений был отложен до мая 2010г. Раза 3-4 в прокуратуру района направлялся проект решения о внесении изменений, но были даны отрицательные заключения. В настоящее время разработан проект, в котором учтены все требования законодательства. 06.09.2010г. было получено положительное заключение прокуратуры. 20.09.2010г. решение было принято. Согласны, что в Устав в установленном законом порядке не внесены указанные прокурором изменения. Представитель ответчика Айвазян С.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, доводы Кузянина А.Н. поддержала. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Из материалов дела следует, что Устав МО «Ульяновский район» зарегистрирован постановлением Правительства Ульяновской области от 16.08.2005г. № 65, был принят решением Совета депутатов МО «Ульяновский район» от 30.08.2005 № 5/34 и после государственной регистрации был опубликован в газете «Родина Ильича» 10.09.2005, после чего вступил в силу. Как установлено в судебном заседании Устав МО «Ульяновский район» принят в соответствии с действующим законодательством, процедура и порядок его принятия были соблюдены. В соответствии с п.27 Устава МО «Ульяновский район» Совет депутатов МО «Ульяновский район» обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие Устава МО «Ульяновский район» и внесение в него изменений и дополнений. Опубликованными после государственной регистрации решениями Совета депутатов от 30.01.2006 № 11/108, от 27.04.2006 № 15/139, от 31.01.2007 № 25/261, от 30.08.2007 № 31/337, от 17.04.2008 № 38/427, от 11.03.2009 № 46/493 в Устав МО «Ульяновский район» были внесены изменения, которые также вступили в силу. Данные изменения зарегистрированы Главным управлением Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу, соответственно 14.03.2006г., 08.06.2006г., 02.03.2007г., 11.10.2007г., 28.05.2008г., 15.04.2009г. С момента последних изменений и дополнений внесенных в Устав МО «Ульяновский район» были изданы ряд федеральных законов, согласно которым положения Устава подлежали приведению в соответствие. Из-за того, что длительное время положения Устава не пересматривались, ряд из них вошли в противоречие с нормами федерального законодательства и не могут быть применимы. Так, с 01.01.2010 согласно Федеральному закону от 27.12.2009 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (в соответствии со статьей 19 закона данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года) органы местного самоуправления муниципального района утратили право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В нарушение требований закона указанное правомочие закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 Устава. Этим же федеральным законом, внесшим изменения в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. При этом срок полномочий Главы администрации указывается в Уставе. В соответствии со ст. 26 Устава МО «Ульяновский район» Совет депутатов избирается на срок в 4 года. Следовательно, согласно требованиям федерального законодательства, контракт с Главой администрации может быть заключен на срок не более 4 лет. В нарушение указанных норм статьей 41 ч. 2 Устава срок полномочий Главы администрации определен в 5 лет. Статьей 57 ч. 1-4, п. 5 ч. 1 ст. 53, ч. 1 статьи 89 Устава предусмотрено издание постановлений и распоряжений Главой администрации от своего имени, в то время как Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу с момента опубликования, то есть с 29.12.2008 (опубликован в "Собрании законодательства РФ" 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236) внесены изменения в ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 согласно которым, в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты администрации, а Глава местной администрации издает постановления и распоряжения администрации. Согласно ст. 7 ч. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, а потому его противоречие требованиям закона недопустимо. Прокурором Ульяновского района 15.02.2010 было внесено представление в адрес Главы муниципального образования «Ульяновский район», которое было рассмотрено. По итогам его рассмотрения подготовлен проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ульяновский район», на который прокуратурой района подготовлено отрицательное заключение в связи с его несоответствием закону. В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.04.2010г. признано незаконным бездействие Совета депутатов МО «Ульяновский район» по не приведению Устава МО «Ульяновский район» в соответствии с нормами Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона № 90-ФЗ от 07.05.2009г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона № 365-ФЗ от 27.12.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Решение вступило в законную силу 23.04.2010г., сторонами не обжаловалось. До настоящего времени Устав не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическое лицо должно оплатить государственную пошлину в размере 200 руб. Таким образом, с ответчика следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить. Признать недействующими с 01 января 2010 года п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 41 Устава муниципального образования «Ульяновский район». Признать недействующими с 29 декабря 2008 года ч. 1-4 ст. 57, п. 5 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 89 Устава муниципального образования «Ульяновский район». Взыскать с Совета Депутатов муниципального образования «Ульяновский район» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.Г.Трубачева