Дело № 2-471(1)/2010 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 октября 2010 года р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Л.К. Розановой, с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Е.А. Тульчанской, при секретаре А.А. Пигаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение», УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение». В обоснование заявления указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ряд норм Устава муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» противоречат требованиям действующего законодательства. Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» был принят решением Совета депутатов МО «Зеленорощинское сельское поселение» от 19.11.2005 № 9 и после государственной регистрации был опубликован в газете «Родина Ильича» от 10.12.2005 г., после чего вступил в силу. Опубликованными после государственной регистрации решениями Совета депутатов от 21.09.2007 № 27, от 22.01.2008 № 6, от 21.04.2008 № 32, от 03.10.2008 № 63, от 31.03.2009 № 23, от 04.06.2009 № 29 в Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» были внесены изменения, которые также вступили в силу. С момента последних изменений и дополнений, внесенных в Устав, был издан ряд федеральных законов, согласно которым положения Устава подлежали приведению в соответствие. Из-за того, что длительное время положения Устава не пересматривались, ряд из них вошли в противоречие с нормами федерального законодательства и не могут быть применимы. Прокурор просит признать недействующими с 01.01.2010 года п. 2 ч. 1 ст. 8.1, ч. 1 ст. 33.1 Устава муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение». В судебном заседании прокурор Тульчанская Е.А. заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Суду дополнительно пояснила, что законом на прокуратуру возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением уставов муниципальных образований требованиям действующего законодательства. В рамках представленных прокуратуре полномочий и мониторинга действующего законодательства, было выявлено, что после принятия ФЗ № 365-ФЗ от 27.12.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» нуждается во внесении в него поправок. Поскольку с 01.01.2010г., согласно ФЗ от 27.12.2009г. №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления муниципального района утратили право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В нарушение требований закона указанное правомочие закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 8.1 Устава. ФЗ №365-ФЗ, внесшим изменения в ст. 37 ФЗ № 131- ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», определено, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года. При этом, срок полномочий Главы администрации указывается в Уставе. В соответствии со ст. 24 Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение», Совет депутатов избирается на срок в 4 года. Следовательно, контракт с Главой администрации может быть заключен на срок не более 4 лет. В нарушение указанных норм ст. 33.1 ч.1 Устава срок полномочий Главы администрации определен в 5 лет. Устав является основным нормативно-учредительным документом, определяющим статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, порядок расходования бюджетных средств, финансирование работ, статус принимаемых Главой администрации нормативно-правовых актов, срок полномочий Главы администрации, а потому его противоречие требованиям закона недопустимо. Просила заявление удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов МО «Зеленорощинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В отзыве на заявление указывают, что заявленные прокурором требования признают в полном объеме. Ряд норм Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение», на которые ссылается прокурор района в заявлении, имеют место, поскольку противоречат действующему законодательству. Работа по устранению данных противоречий ведется. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя МО «Зеленорощинское сельское поселение». Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Из материалов дела следует, что Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу 05.12.2005г., был принят решением Совета депутатов МО ««Зеленорощинское сельское поселение» от 19.11.2005 № 9 и после государственной регистрации был опубликован в газете «Родина Ильича» 10.12.2005 года, после чего вступил в силу. Как установлено в судебном заседании Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» принят в соответствии с действующим законодательством, процедура и порядок его принятия были соблюдены. В соответствии со ст. 24-25 Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение» Совет депутатов МО «Зеленорощинское сельское поселение» обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие Устава МО и внесение в него изменений и дополнений. Опубликованными после государственной регистрации решениями Совета депутатов в Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» были внесены изменения, которые также вступили в силу и были зарегистрированы в установленном законом порядке. С момента последних изменений и дополнений, внесенных в Устав МО «Зеленорощинское сельское поселение» были изданы ряд федеральных законов, согласно которым положения Устава подлежали приведению в соответствие. Из-за того, что длительное время положения Устава не пересматривались, ряд из них вошли в противоречие с нормами федерального законодательства и не могут быть применимы. Так, с 01.01.2010 года согласно Федеральному закону от 27.12.2009 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (в соответствии со статьей 19 закона данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года) органы местного самоуправления муниципального района утратили право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В нарушение требований закона указанное правомочие закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 8.1 Устава. Этим же федеральным законом, внесшим изменения в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. При этом срок полномочий Главы администрации указывается в Уставе. В соответствии со ст. 24 Устава МО «Зеленорощинское сельское поселение»» Совет депутатов избирается на срок в 4 года. Следовательно, согласно требованиям федерального законодательства, контракт с Главой администрации может быть заключен на срок не более 4 лет. В нарушение указанных норм статьей 33.1 ч. 1 Устава срок полномочий Главы администрации определен в 5 лет. Согласно ст. 7 ч. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, а потому его противоречие требованиям закона недопустимо. До настоящего времени Устав не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами дела и не оспаривается, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых Истец (заявитель) был освобожден, взыскиваются с ответчика (заинтересованного лица), не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части заявленных требований. Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления по делам особого производства должна быть оплачена государственная пошлина в размере 200 руб. Таким образом, с заинтересованного по делу лица следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. В соответствии со ст. 253 ч.3 ГПК РФ, решение суда о признании нормативно-правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст.209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а так же других правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить. Признать недействующими с 01 января 2010 года п. 2 ч. 1 ст. 8.1 Устава муниципального образования ««Зеленорощинское сельское поселение». Признать недействующими с 01 января 2010 года ч. 1 ст. 33.1 Устава муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение». Взыскать с Совета Депутатов муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Сообщение о решении суда, вступившем в законную силу, подлежит публикации в печатном издании, в котором был опубликован Устав муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» - в газете «Родина Ильича» в десятидневный срок со дня его поступления. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.К. Розанова