о взыскании недополученных сумм по заработной плате



Дело № 2-430(1)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 ноября 2010 года                                                              р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи                                 Э.Р. Касымовой,

при секретаре                                   Ю.Н. Гусевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску           Обыскалова В.В. к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания “***” о взыскании недополученных сумм по заработной плате

У С Т А Н О В И Л:

Обыскалов В.В. обратился в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания “***” (далее сокращенно ОГАУСО ***) о взыскании недополученных сумм по заработной плате, указывая, что с *** года он работает в данном учреждении в качестве врача-психотерапевта. Оплата труда производилась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда. С *** года введена отраслевая система оплаты труда. Заработная плата при отраслевой системе оплаты труда складывается из оклада и стимулирующих выплат, которые при хорошей работе составляют 100% оклада. Однако с *** года его заработная плата состояла только из оклада и каких-либо выплат ему не производилось. Считает, что при его хорошей работе без нареканий со стороны администрации, ему должны были производиться стимулирующие выплаты в размере 100% оклада и сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составила 108 553 руб. 73 коп. Просит взыскать указанную сумму в судебном порядке с ответчика.

Истец Обыскалов В.В. исковые требования поддержал, сославшись в обоснование своих требований на те же доводы, пояснив при этом, что не может сослаться на конкретную норму закона, в соответствии с которой стимулирующие выплаты должны выплачиваться ежемесячно в размере 100% оклада.

Представители ответчика ОГАУСО *** Насирова Р.Р., Леонтьева И.П. исковые требования не признали, пояснив, что при приеме на работу истцу был установлен базовый оклад по 13 разряду ЕТС в сумме 4 194 руб., к которому осуществлялась доплата за работу в сельской местности в сумме 1047 руб., 50 коп., а также надбавки за особые условия труда в размере 786 руб. 38 коп., за стаж в размере 3 145 руб. 50 коп. Итого ежемесячная заработная плата составляла 9173 руб. 38 коп. С переходом на отраслевую систему оплаты труда истцу был установлен базовый оклад в размере 4860 руб., который с учетом повышающего коэффициента за высшее образование 0,1 и повышающего коэффициента за первую категорию 0,2 составил 6318 руб. К данному окладу установлены надбавки: 15% за особые условия, 20% за непрерывный стаж, 20% за работу в сельской местности. Ежемесячная заработная плата Обыскалова В.В. составила 9 792 руб. 90 коп. После присвоения высшей квалификационной категории и применения повышающего коэффициента за первую категорию 0,25, ежемесячная заработная плата Обыскалова В.В. с учетом стимулирующих выплат (за непрерывный стаж и за работу в сельской местности) составила 10 357 руб. 88 коп. Премиальные выплаты осуществляются в пределах фонда оплаты труда, который складывается из бюджетных средств и средств от предпринимательской деятельности (продажи путевок). В фонде оплаты труда на 2009 год расходы на выплату премии предусмотрены не были. Распоряжением Правительства Ульяновской области от 24.11.2008 года № 608-пр в связи с финансовым кризисом был введен запрет на выплату премии в бюджетных учреждениях Ульяновской области. Но поскольку с *** года ГУСО “***” стало автономным учреждением, то по итогам 2 полугодия 2009 года за счет экономии фонда оплаты труда работникам ОГАУСО ***, в том числе и Обыскалову В.В. была выплачена премия. В фонде оплаты труда на 2010 год предусмотрены средства на выплату премии в размере 5% фонда оплаты труда, которая в соответствии с Положением о премировании будет выплачена по итогам 2010 года в конце года. Считают, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется. Кроме того, считают, что истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом ГУСО “***” от *** года №* Обыскалов В.В. принят на работу на должность врача-психотерапевта *** года. Ему установлен 13 разряд ЕТС, надбавка в размере 15% должностного оклада за особые условия труда, 25% как специалисту, работающему в сельской местности, 60% за выслугу лет. Ежемесячная заработная плата Обыскалова В.В. составила 9173 руб. 38 коп.

Согласно п. 1 Устава ОГАУСО ***, данное учреждение является правопреемником прав и обязанностей ГУСО “***”.

05 августа 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № 583, которым предписывалось ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась ранее на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Основные условия новой системы оплаты труда заключались в установлении минимальных размеров окладов (ставок) работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ), которые должны были устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

К окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников устанавливались выплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым законодательством, в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, а также выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых подлежали установлению коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В целях совершенствования системы оплаты труда работников областных государственных учреждений, стимулирования расширения объема и повышения качества предоставления государственных услуг постановлением Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 года № 8/203П “О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений” с 1.09.2008 года для работников областных государственных учреждений, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений, введена отраслевая система оплаты труда.

Раздел 5 Положения о формировании отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2008 года № 8/203П посвящен выплатам стимулирующего характера.

Согласно п.п. 5.1-5.3 названного Положения выплаты стимулирующего характера производятся в целях повышения мотивации качественного труда работников ОГУ и поощрения за результаты труда. Виды выплат стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам ОГУ с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество их работы (п. 5.1 Положения). Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ (п. 5.2 Положения). К выплатам стимулирующего характера относятся: надбавки за напряженность, интенсивность труда; надбавки за продолжительность непрерывной работы, стаж работы по специальности (выслугу лет); доплаты за ученую степень; надбавки за почетное звание; надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных ОГУ и отдельных категорий работников; надбавки за качественные показатели; премиальные выплаты; надбавки руководителям и специалистам ОГУ здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, физкультуры и спорта, расположенных в сельских населенных пунктах; персональные надбавки (п. 5.3 Положения).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 436-П утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области, которым установлено, что с 1.01.2009 года для работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений, вводится отраслевая система оплаты труда.

Согласно п. 1.2 данного Положения заработная плата работников учреждений включает в себя: оклады (должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. Величина заработной платы работников учреждений зависит от квалификации, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда и конечного результата работы.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что оклады (должностные оклады) медицинских, педагогических, библиотечных работников, работников культуры, искусства и кинематографии и других работников учреждений устанавливаются в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда (Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 435-П утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области).

Разделом 4 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения ........, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 436-П регулируются выплаты стимулирующего характера. Содержание данного раздела в целом аналогично содержанию раздела 5 Положения о формировании отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2008 года № 8/203П посвящен выплатам стимулирующего характера. Кроме того, в п. 4.1. указано, что выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направленных на оплату труда, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, и производятся в соответствии с разделом 2 приложения N 4 к настоящему Положению. Конкретный размер выплат стимулирующего характера устанавливается руководителем учреждения. Согласно п. 4.2 вышеуказанного Положения к выплатам стимулирующего характера относятся: а) постоянные выплаты: надбавка руководителям и специалистам учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах; надбавка за продолжительность непрерывной работы; надбавка за классность; б) временная выплата: надбавка за напряженность, интенсивность труда; персональная надбавка; в) надбавки за качественные показатели: премиальные выплаты; единовременное поощрение.

Обыскалов В.В. ставит вопрос о выплате стимулирующих надбавок в размере 100% оклада за период с января 2009 года по август 2010 года включительно.

В соответствии с дополнительным соглашением №* к трудовому договору (контракту) в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда с *** года Обыскалову В.В. установлен оклад 6318 руб., надбавка 15% за особые условия, надбавка 20% за непрерывный стаж, надбавка 20% за работу в сельской местности.

Надбавка 15% за особые условия является в соответствии с разделом 3 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 436-П является выплатой компенсационного характера и выплачивается ежемесячно.

Надбавка 20% за непрерывный стаж, надбавка 20% за работу в сельской местности в соответствии с разделом 5 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 436-П, относятся к постоянным выплатам стимулирующего характера и также выплачивается ежемесячно.

Таким образом, выплата заработной платы Обыскалову В.В. в спорном периоде была произведена исходя из вышеуказанного оклада с учетом начисленных ему надбавок стимулирующего характера.

В соответствии с Приложением №* к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 436-П, стимулирующие выплаты в виде премии (денежного поощрения, вознаграждения) по итогам работы за период (месяц, квартал, год) выплачиваются единовременно по окончании периода при условии выполнения конкретных показателей премирования в пределах средств на оплату труда; разовая премия выплачивается единовременно при наступлении какого-либо события.

*** года в ГУСО “***” принят Коллективный договор на 2009-2012 годы, в п. 7 раздела V “Оплата труда, гарантийные и компенсационные выплаты” которого установлено, что Администрация может за счет экономии фонда оплаты труда в качестве поощрения выплачивать по итогам работы за год единовременные премии рабочим и служащим, не имеющим нарушений трудовой дисциплины и наказаний, участвующим в общественной жизни, субботниках, создающим условия для стабильной работы коллектива, кроме 2009 года.

Положением о порядке премирования сотрудников ОГАУСО ***, утвержденным директором учреждения *** года в целях материального поощрения и материального стимулирования за добросовестное отношение к служебным обязанностям и участие в общественной жизни трудового коллектива предусмотрена выплата материального поощрения по итогам работы за квартал, год. Конкретные размеры материального вознаграждения (премии) определяются индивидуально для каждого сотрудника комиссией, которая собирается по мере надобности. Выплата материального поощрения (премии) производится на основании приказа руководителя центра, который издается с учетом мнения общественной комиссии. Выплата премии производится за счет экономии по фонду оплаты труда за истекший период.

Приказом ОГАУСО *** от *** года №*-ЛС постановлено премировать сотрудников ОГАУСО *** финансируемых из средств от предпринимательской деятельности, денежными премиями в размере пропорционально отработанного в 2009 году времени, в пределах средств, предусмотренных на оплату труда на 2009 год. В частности премия, выплаченная Обыскалову В.В., составила 3 300 руб.

В фонде оплате труда на 2010 год предусмотрены средства на выплату премии в размере 5% фонда оплаты труда, которая в соответствии с Положением о премировании будет выплачена по итогам 2010 года в конце года. На настоящий момент руководителем учреждения приказ о премировании по итогам работы в 2010 году не издавался.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец пояснил, что еще в конце 2008 года, выслушав выступление министра здравоохранения и социального развития РФ Г.Т., уяснил для себя, что стимулирующие выплаты должны выплачиваться ежемесячно в размере 100% оклада.

Стимулирующие выплаты, о которых ведет речь истец, за период с *** года по август 2010 года работодателем не начислены.

Таким образом, о нарушении своих прав истцу было известно с февраля 2009 года, поскольку, получая заработную плату за каждый последующий месяц, с учетом подписанного им Дополнительного соглашения №* от *** года, где указан состав его заработной платы, он не мог об этом не знать. Уважительности причин пропуска срока обращения в суд, с учетом обстоятельств дела, судом не установлено. Исковое заявление подано истцом в суд 30.09.2010 года. С учетом того, что заработная плата за июнь 2010 года подлежала выплате в июле 2010 года, исковые требования о взыскании стимулирующих выплат за период с января 2009 года по май 2010 года включительно не подлежат удовлетворению также в связи с пропуском срока обращения в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Обыскалова В.В. к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания “***” о взыскании недополученных сумм по заработной плате, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ:                 Э.Р. КАСЫМОВА