Дело № 2-344(1)2010 Р Е Ш Е Н И Е 7 октября 2010 года р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой, с участием адвоката Е.А. Эрисовой, при секретаре Ю.Н. Гусевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кискиной Т.А. к Муниципальному учреждению “Управление образования Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области, Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Кискина Т.А. обратилась в суд с иском к МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, указывая, что родилась *** года, ее мать К.В.Е. умерла *** года. На момент смерти матери ей было 2 года. С 1980 года ее семья состояла на учете за злоупотребление родителями спиртными напитками. После смерти матери она была помещена в Дом ребенка, а затем воспитывалась в различных детских домах Ульяновской области и находилась на полном государственном обеспечении. Со своим отцом К.А.Н. связь не поддерживала, переписки с ним не вела, на школьные каникулы он ее не забирал. *** года К.А.Н. умер. Вопрос о лишении родительских прав ее отца до достижения ею возраста 18 лет никто не ставил, в связи с чем ее статус как лица, оставшегося без попечения родителей, не был определен. Она является инвалидом детства, 2 группы. *** года у нее родилась дочь К.Е.Н. В настоящее время она проживает вместе с дочерью по адресу: ... В указанном доме кроме них фактически проживает ее родной брат К.Н.А.. Дом находится в ветхом состоянии, водопровод, канализация отсутствует, имеется печное отопление. 13.07.2010 года она обратилась в МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” с заявлением о включении ее в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в чем ей было отказано. Данный отказ считает незаконным и необоснованным. В настоящее время определить ее правовой статус как лица, оставшегося без попечения родителей ей необходимо для получения гарантий по социальной защите, а именно для включения ее в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади, и в последствии для получения денежного сертификата на приобретение жилья. При помещении ее в детский дом на полное государственное обеспечение, никакое жилое помещение за нею не закреплялось, никакого жилья она в собственности не имеет. Просит признать ее лицом, оставшимся без попечения родителей, обязать МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” включить ее в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей. В последующем исковые требования были уточнены и предъявлены к МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” Ульяновской области, МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения. Истец Кискина Т.А., представитель истца Кискиной Т.А.- адвокат Эрисова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, приведя в обоснование те же доводы, а кроме того, пояснили, что в течении всего пребывания Кискиной Т.А. в детских учреждениях на полном государственном обеспечении, органы опеки и попечительства не инициировали в суде иск о лишении родительских прав отца Кискиной Т.А.- К.А.Н., тем самым не предприняли действий к определению статуса Кискиной Т.А. как ребенка, оставшегося без попечения родителей. При помещении Кискиной Т.А. в детский дом никакое жилое помещение за ней закреплено не было. После достижения Кискиной Т.А. 18 лет органы опеки и попечительства не разъяснили ей права, в том числе право на обеспечение вне очереди жилым помещением. Порядок реализации Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ранее не был определен и закон фактически не работал. После 18 лет до 23 лет Кискина Т.А. в силу правовой неграмотности не реализовала свое право на обращение с заявлением обеспечение ее вне очереди жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, обратившись с соответствующим заявлением в МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” Ульяновской области только 15.07.2010 года. В МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области, в Министерство образования Ульяновской области, Кискина Т.А. по поводу обеспечения ее жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, не обращалась. Кискина Т.А. является инвалидом детства по общему заболеванию (порок сердца). С *** года она зарегистрирована и фактически проживает по адресу: ... в доме, принадлежащем покойной бабушке К.А.П. Дом и земельный участок принадлежали бабушке на праве собственности. Бабушка оставила завещание на имя ее отца К.А.Н., который на момент смерти своей матери проживал в этом доме. Площадь жилого дома составляет 20 кв.м., вследствие чего Кискина Т.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Родители Кискиной Т.А. проживали в жилом доме по адресу: ..., площадью 7 кв.м. Данный дом находится в полуразвалившемся состоянии, непригоден для проживания. Представитель ответчика МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” Ульяновской области Золина Т.А. в судебное заседание не явилась, в заявлении в адрес суд просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в предыдущем судебном заседании пояснила, что Кискиной Т.А. было отказано во включении ее в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, поскольку в представленных ею документах отсутствовали документы, подтверждающие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Просила разрешить исковые требования на усмотрение суда. Представитель ответчика МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области Мельников Р.М. исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” право на меры социальной поддержки по обеспечению вне очереди жилыми помещениями, имеют дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. Кискина Т.А. обратилась с заявлением о включении ее в списки нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, когда ей уже исполнилось 29 лет. Поэтому считает, что оснований для удовлетворения ее требований не имеется. Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Кискина Т.А. родилась *** года в ... Из свидетельства о рождении Кискиной Т.А. следует, что ее родителями являются Кискин К.А.Н. и К.В.Е.. Из свидетельства о смерти К.В.Е. следует, что она умерла *** года. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при Ульяновском райисполкоме от *** года №* постановлено просить Ульяновский облздавотдел выделить путевку Кискиной Т. в Дом ребенка. Из материалов дела следует, что с *** года по *** года Кискина Т.А. воспитывалась в Специальном коррекционном детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья “***”, с *** года по *** года в Ульяновском детском доме “***”, с *** года по 1998 год в *** специальной школе-интернате ... района, с *** года по *** года в ОГОУ НПО ПУ №* .... 18 лет Кискиной Т.А. исполнилось *** года. На указанную дату Кискина была зарегистрирована в общежитии ОГОУ НПО ПУ №* с *** года по 15.07.2000 года. С *** года по настоящее время Кискина Т.А. зарегистрирована по адресу: ... Фактически Кискина Т.А. проживает по указанному адресу с момента окончания ОГОУ НПО ПУ №*. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй). Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Согласно пункту 3 статьи 8 того же Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-ЗО “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области” Правительством Ульяновской области утвержден 15.01.2008 года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства области от 13.10.2009 N 353-П). Настоящий Порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23-х лет. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истица ранее не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоит. Впервые Кискина Т.А. с заявлением о включении ее в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” обратилась в МУ “Управление образования МО “Ульяновский район” 15.07.2010 года, однако в удовлетворении ее заявления было отказано, поскольку в представленных ею документах отсутствовали документы, подтверждающие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. По смыслу абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Соответственно данный статус мог быть установлен до достижения возраста 23 лет при условии, что он порождает юридические последствия в виде возникновения права на обеспечение жилым помещением вне очереди. В данном случае на момент обращения Кискиной Т.А. с заявлением ей исполнилось 29 лет. Поскольку в установленный законом срок Кискина Т.А., даже в случае признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей, не реализовала свои права на получение жилья, в настоящее время достигла 29-летнего возраста, исковые требования не могут быть удовлетворены, так как в силу возраста она не может быть включена в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, на которых распространяется действие вышеуказанного закона, и соответственно ей не может быть выдан вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения. Довод стороны истца о том, что порядок реализации Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ранее не был определен и закон фактически не работал, не может быть принят судом во внимание, поскольку своевременное обращение с соответствующим заявлением гарантировало бы предоставление жилого помещения в дальнейшем, после того как были приняты нормативные акты, направленные на реализацию данного закона, даже после достижения указанной категорией лиц возраста 23 лет. Остальные доводы, приведенные стороной истца, внимания также не заслуживают и на выводы суда не влияют. Принимая во внимание правовую незащищенность указанной категории граждан, законодатель предусмотрел возможность реализации ими своего права на получение жилой площади до достижения ими возраста 23 лет, предоставив таким образом достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права. С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Кискиной Т.А. к Муниципальному учреждению “Управление образования Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области, Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, обязании включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней. СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА Определением судебной коллеги по гражданским делам Ульяновского областного суда от 07.12.2010г. решение Ульяновского районного суда оставлено без изменения. решение суда вступило в законную силу 07.12.2010г.