Об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью



Дело № 2-505(1)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 декабря 2010 года                                                               р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи                              Э.Р. Касымовой,

с участием заместителя прокурора

Ульяновского района Ульяновской области                        Т.Х. Ардыхан,

при секретаре                                                                           И.В. Малюга,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова А.И. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью

У С Т А Н О В И Л:

Данилов А.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, указывая, что в период с 22.05.1987 года по 29.07.1987 года он выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с 23.01.1997 года и при очередном переосвидетельствовании с 17.01.2002 года ему бессрочно была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. При очередном переосвидетельствовании с 30.07.2010 года до 01.08.2015 года истцу установлена 2 группа инвалидности. Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 1997 года истцу была установлена из 7 МРОТ в размере 233 руб. 74 коп. ежемесячно, а с 15.02.2001 года назначена в твердой денежной сумме исходя из 3 группы инвалидности в размере 1000 рублей. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.10.2003 года ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью проиндексирована на индексы прожиточного минимума с 01.01.2002 года- 1,17 и с 01.01.2003 года - 1,2 и взыскана в сумме 1404 руб. начиная с 01.10.2003 года бессрочно с последующей индексацией. Сумма недоплаты за период с 01.01.2002 года по 30.09.2003 года составила 5 636 руб. Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.10.2003 года Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району фактически не исполняется, назначенная с 15.02.2001 года сумма возмещения вреда в размере 1000 рублей продолжалась выплачиваться и после вступления решения суда в законную силу. В связи с переосвидетельствованием истца с 30.07.2010 года сумма в возмещение вреда была пересчитана, с 1.11.2010 года назначена в твердой денежной сумме 2500 руб. с индексацией данной суммы на индексы уровня инфляции и на 01.11.2010 года составила 6 191 руб. 93 коп. С данным размером выплат истец не согласен, считая, что индексация сумм возмещения вреда здоровью должна производиться с 1.07.2000 года и с 1.01.2001 года с учетом индексов повышения минимального размера оплаты труда соответственно 1.581 и 1.515; с 1.01.2002 года, с 1.01.2003 года, с 1.01.2004 года индекса величины прожиточного минимума 1.17, 1.24, 1.16 соответственно; а с 1.01.2005 года, с 1.01.2006 года, с 1.01.2007 года, с 1.01.2008 года, с 1.01.2009 года, с 1.01.2010 года исходя из индексов инфляции соответственно 1.11, 1.09, 1.08, 1.105, 1.13 и 1.1. Учитывая наличие решения Ленинского районного суда г. Ульяновска истец просит взыскать в его пользу задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.10.2010 года в размере 140997 руб. 11 коп. и ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01.11.2010 года в сумме 11 439 руб. 97 коп.

Истец Данилов А.И. в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Данилова А.И.- Дегтярев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, приведя в обоснование те же доводы, а также пояснил, что просит взыскать задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.12.2001 года и с 01.10.2003 года по 31.10.2010 года.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району Ланкова Ю.Б., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из имеющейся в материалах дела копии удостоверения на имя Данилова А.И. усматривается, что он является лицом, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Истцу Данилову А.И. с 23.01.1997 года и при очередном переосвидетельствовании с 17.01.2002 года бессрочно установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. При очередном переосвидетельствовании с 30.07.2010 года до 01.08.2015 года истцу установлена 2 группа инвалидности.

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 1997 года истцу была установлена из 7 МРОТ в размере 233 руб. 74 коп. ежемесячно, а с 15.02.2001 года назначена в твердой денежной сумме исходя из 3 группы инвалидности в размере 1000 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.10.2003 года ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью проиндексирована на индексы прожиточного минимума с 01.01.2002 года- 1,17 и с 01.01.2003 года - 1,2 и взыскана в сумме 1404 руб. начиная с 01.10.2003 года бессрочно с последующей индексацией. Сумма недоплаты за период с 01.01.2002 года по 30.09.2003 года составила 5 636 руб.

В связи с переосвидетельствованием истца с 30.07.2010 года сумма в возмещение вреда была пересчитана, с 1.11.2010 года назначена в твердой денежной сумме 2500 руб. с индексацией данной суммы на индексы уровня инфляции и на 01.11.2010 года составила 6 191 руб. 93 коп.

Порядку индексации денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, посвящен п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7).

В нем, в частности указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288),ст. 318 ГК РФ (в ред., действовавшей с 1.01.1995г. по 29.11.2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1.07.2000 года до 1.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”. Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1.07.2000 года равного 1.581 (132: 83,49), а с 1.01.2001 года с учетом коэффициента равного 1.515 (200: 132).

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7) разъяснено, что исходя из текста Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Из содержания п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № 364-О следует, что при исчислении соответствующих конституционных выплат необходимо руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, что означает применение одинаковых критериев индексации платежей, как гражданам, которые обращались в суд, так и тем, кто в суд не обращался. При этом размеры платежей не могут зависеть от того, когда они были назначены и с какого времени выплачивались лицу, пострадавшему от чернобыльской катастрофы.

Статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001г. “О внесений изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в ее первоначальной редакции) предусматривалось, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Частью 3 приведенной статьи (в ее первоначальной редакции) было установлено, что размеры данных выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакциях от 24.11.1995г. и от 12.02.2001г.), Федеральных законов от 12.02.2001 года “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, от 19.06.2000 года “О минимальном размере оплаты труда и от 07.08.2000 года “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” в связи с запросами Верховного суда РФ и Октябрьского районного суда г. Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев” было установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство индексация сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, производится ежегодно исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ часть 3 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года была изложена в другой редакции, согласно которой размеры выплат гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, должны ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 01.10.2005 года № 364-О установил, что положения части 3 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года в ее новой редакции не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции)- на период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года- к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.

В случае если применение установленного вновь принятыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению- для указанного периода- размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Таким образом, индексацию ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 1.01.2002 года, с 1.01.2003 года и с 1.01.2004 года следует производить исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с применением коэффициентов соответственно 1.17, 1.24, 1.16, поскольку данные показатели выше, чем индексы инфляции на 2002, 2003, 2004г.г.- соответственно 1.12, 1.12, 1.1, следовательно, применение индексации исходя из роста величины прожиточного минимума более выгодно для истца.

Индексация с 1.01.2005 года, с 1.01.2006 года, с 1.01.2007 года, с 1.01.2008 года, с 1.01.2009 года и с 1.01.2010 года должна быть произведена исходя из уровня инфляции с применением коэффициентов 1.11, 1.09, 1.08, 1.105, 1.13 и 1.1 соответственно.

Ввиду наличия решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.10.2003 года, которым единовременно была взыскана задолженность с 1.01.2002 года по 30.09.2003 года включительно, задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью по настоящему иску может быть определена с 01.07.2000 года по 14.02.2001 года и с 01.10.2003 года по 31.10.2010 года.

Установление ответчиком ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью Данилова А.И на 1.11.2010 года 6191 руб. 93 коп., суд находит необоснованным, поскольку Данилов А.И. тем самым поставлен в неравные условия по сравнению с другими инвалидами 2 группы, получавшими суммы возмещения вреда здоровью на 1.01.2002 года.

Требование истца о взыскании задолженности по выплате ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 года по 14.02.2001 года и с 01.10.2003 года по 31.10.2010 года суд считает подлежащим удовлетворению, при этом расчет суммы задолженности следует произвести следующим образом.

Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исходя из приведенных выше нормативных актов, должны были составлять:

с 1.07.2000г.- 31.12.2000г. 233,77 х 1,581 = 369,59

с 1.01.2001г.- 14.02.2001г. 369,59 х 1,515 = 559,92

с 1.10.2003г.- 31.12.2003г. 1000,00 х 1,17 х 1,24 = 1450,80

с 1.01.2004г.- 31.12.2004г. 1450,80 х 1,16 = 1682,93

с 1.01.2005г.- 31.12.2005г. 1682,93 х 1,11 = 1868,05

с 1.01.2006г.- 31.12.2006г. 1868,05 х 1,09 = 2036,17

с 1.01.2007г. - 31.12.2007г. 2036,17 х 1,08 = 2199,06

с 1.01.2008г. - 31.12.2008г. 2199,06 х 1,105 = 2429,96

с 1.01.2009г. - 31.12.2009г. 2429,96 х 1,13 = 2745,85

с 1.01.2010г. - 31.07.2010г. 2745,85 х 1,1       = 3020,44

с 1.08.2010г. - 31.10.2010г. 2500 х 1,17 х 1,24 х 1,16 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 = =7551,13

При этом задолженность по ежемесячным суммам возмещению вреда здоровью за период с 1.07.2000 года по 31.12.2001 года и с 1.10.2003 года по 31.10.2010 года включительно, с учетом выплаченных за указанный период сумм, составит:

с 1.07.2000г.- 31.12.2000г. 369,59 х 6 = 2217,54                         2217,54 -1402,62 = 814,92

с 1.01.2001г.- 14.02.2001г. 559,92 + 279,96 = 839,88                  839,88

с 1.10.2003г.- 31.12.2003г. 1450,80 х 3 = 4352,40                       4352,40 - 3000 = 1352,40                     

с 1.01.2004г.- 31.12.2004г. 1682,93 х 12 = 20195,16                   20195,16 - 12000 = 8195,16

с 1.01.2005г.- 31.12.2005г. 1868,05 х 12 = 22416,60                   22416,60 - 17884,80 = 4531,80

с 1.01.2006г.- 31.12.2006г. 2036,17 х 12 = 24434,04                   24434,04 - 32364,96 = - 7930,92

с 1.01.2007г. - 31.12.2007г. 2199,06 х 12 = 26388,72                   26388,72 - 24705,84 =1682,88

с 1.01.2008г. - 31.12.2008г. 2429,96 х 12 = 29159,52                   29159,52 - 8707,88 =20451,64

с 1.01.2009г. - 31.12.2009г. 2745,85 х 12 = 32950,20                   32950,20 - 48289,60 = - 15339,40

с 1.01.2010г. - 31.07.2010г. 3020,44 х 7 = 21143,08

с 1.08.2010г. - 31.10.2010г. 7551,13 х 3 = 22653,39                   43796,47-27718,30=16078,17

                                                         Всего                      30676 руб. 53 коп.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Статья 333.20 Налогового кодекса РФ предоставляет суду право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшить размер подлежащей уплате госпошлины.

С учетом того, что ответчик является бюджетной организацией, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика госпошлины до 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Данилова А.И. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, удовлетворить частично.

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району обеспечить за счет средств федерального бюджета выплату Данилову А.И. задолженности по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с 1.07.2000 года по 31.12.2001 года и с 01.10.2003 года по 31.10.2010 года в размере 30676 руб. 53 коп.

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району обеспечить за счет средств федерального бюджета выплату Данилову А.И. ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 01 ноября 2010 года в размере 7551 руб. 13 коп. до очередного переосвидетельствования с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

В оставшейся части в удовлетворении исковых требований Данилова А.И. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, отказать.

Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение десяти дней.

СУДЬЯ:                                                                Э.Р. КАСЫМОВА