о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии



Дело № 2-5(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 января 2011 года                                                                      р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи                          Э.Р. Касымовой,

с участием адвоката                                                             И.Е. Бондиной,

при секретаре                                                                       Ю.Н. Гусевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова С.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Ахмедова С.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии, указывая, что ответчик включил период его работы с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***> в календарном порядке, в то время, как он подлежал включению в специальный стаж в льготном исчислении как работа в сельской местности. Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж периоды его работы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999 года по 25.02.2010 года в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>» на том основании, что санатории не предусмотрены в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Кроме того, основанием к отказу является отсутствие у санатория необходимого профиля, предусмотренного Списком, утвержденным постановлением Правительства № 1066 от 22.09.1999 года и Списком, утвержденным постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. По его мнению, санаторий им. *** является многопрофильным учреждением с несколькими десятками видов лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Просит включить в его специальный стаж периоды работы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999 года по 25.02.2010 года соответственно в льготном и календарном исчислении, а также назначить досрочную пенсию по старости с 26.02.2010 года.

Истец Ахметов С.А. в судебном заседании иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также пояснив, что сан. им. *** является многопрофильным санаторием и осуществляет лечение многочисленных заболеваний, в том числе болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (опорно-двигательной системы), нервной системы, гематологических больных. Он работает в санатории постоянно с 1989 года, и ничего с того времени в деятельности санатория не изменилось.

Представитель ответчика УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Галкина Ю.П. иск признала частично, в части включения в специальный стаж истцу периода его работы с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***> в льготном исчислении как работу в сельской местности. В остальной части исковые требования не признала, пояснив, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, сан. им. *** не имеет соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ОАО «<***>» Кузнецова Е.А. исковые требования поддержала, пояснив, что сан. им. *** является учреждением здравоохранения. Основным видом деятельности санатория является санаторно-курортная деятельность. С момента образования, ОАО «<***>» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, выдаваемую на определенный срок. Санаторий является многопрофильным, что подтверждается разрешенными видами медицинской деятельности, перечисленными в приложении к лицензии.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ахмедова С.А. с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года работал в должности главного врача <***>, с 23.01.1989 года по настоящее время работает в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>».

26.02.2010 года Ахмедов С.А. обратился в УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске с заявлением о назначении пенсии, однако ему решением, принятым 17.05.2010 года, в этом было отказано, при этом в специальный стаж не зачтены периоды с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***>, с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999 года по 25.02.2010 года в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>».

В последующем, решением, принятым 18.06.2010 года, предыдущее решение от 17.05.2010 года изменено, в специальный стаж зачтен период работы с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***> в календарном порядке, в остальном решение от 17.02.2010 года не изменилось.

С учетом признания ответчиком иска в части включения периода работы истца в должности главного врача <***> в льготном исчислении, а также учитывая, что данный период работы протекал в сельской местности, его надлежит включить в специальный стаж в льготном исчислении в соотношении за 1 год работы- 1 год 3 месяца и исковые требования в данной части надлежит удовлетворить.

Периоды работы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999 года по 25.02.2010 года в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>» не включены в стаж истца с указанием на то, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, сан. им. *** не имеет соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781.

До 1.11.1999г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Список, утвержденный данным постановлением, предусматривал включение в стаж, дающий право на выслугу лет, работы в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности, соответственно профиль санатория на тот момент не имел определяющего значения. Впервые указание на наличие соответствующего профиля санатория, дающего право на пенсию по выслуге лет, введено постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066, вступившего в силу с 1.11.99г. В дальнейшем указание на наличие соответствующего профиля санатория было сохранено в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781. В указанных Списках названы санатории для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно Положению о сан. им. *** для взрослых, утвержденному постановлением коллегии Ульяновского областного совета по управлению курортами профсоюзов от 30.09.1980 года, санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения и почек нетуберкулезного характера, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные воды, климат и т.д.) в сочетании с физиотерапией и лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими средствами.

Данный профиль остается основным до настоящего времени, о чем свидетельствует Стандарт (паспорт) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «<***>»- сан. им. *** и сан. «<***>» 2003 года, в котором в качестве основного профиля указаны урологические и гастроэнтерологические заболевания, которые не названы в Списках учреждений- санатории с соответствующими профилями, утвержденных постановлением Правительства № 1066 и № 781.

Указанный Стандарт (паспорт) утвержден приказом Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 21.05.2003 года № 351.

В представленных учредительных документах: в Уставе АООТ «<***>» 1992 года (п. 1.4), в Уставе ОАО «<***>» (третья редакция 2002г.) (п. 1.8), в Уставе ОАО «<***>» (четвертая редакция 2006г.) (п. 1.8), в Положении о филиале ОАО «<***>» сан. им. *** от 1995г. (п. 1.3), в Положении о филиале ОАО «<***>» сан. им. *** от 2002г. (п. 2.1), в Положении о филиале ОАО «<***>» сан. им. *** (вторая редакция 2004г.) (п. 2.1) в качестве основных видов деятельности названо оказание санаторно-курортных и сопутствующих им услуг, без указания на профиль санатория.

Указание в Стандарте (паспорте) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «<***>»- сан. им. *** и сан. «<***>» 2003 года, на дополнительный профиль: лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний дыхательной системы, заболеваний сердечно-сосудистой системы, гинекологических заболеваний, заболеваний ЛОР- органов неинфекционного характера, нарушения обмена веществ и других, не позволяет отнести санаторий к числу названных в Списке, утвержденном постановлением Правительства № 1066 и Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781, специальных санаториев, поскольку работа в них в силу специфики лечения заболеваний отличается от работы в санатории общего профиля, каким является сан. им. ***. Указанные направления лечения не являются основными и не свидетельствуют о специальной направленности санатория.

Не могут свидетельствовать о наличии необходимого профиля санаториев и данные о прохождении лечения в санатории больных с заболеваниями дыхательной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, психоневрологических и гематологических больных, поскольку процент таких больных в сравнении с общим количеством отдохнувших и получивших лечение в санатории за каждый год незначителен.

Так, в 2000-2009г.г. процент больных санатория им. *** с основным диагнозом болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани составил соответственно 9,4%; 6,4%; 10,3%; 10,5%; 12,2%; 5,40%; 6,50%; 8,40%; 11,2%; 17,18%; болезни системы кровообращения 5,9%; 2,8%; 2,3%; 3,01%, 7,4%; 2,8%; 4,0%; 5,9%; 7,4%; 8,5%; болезни нервной системы 0,89%; 0,64%; 0,21%; 0,9%; 1,15%; 0,64%; 0,63%; 0,89%; 1,15%; 1,76%.

В то же время в тот же период 2000-2009г.г. процент больных санатория им. *** с основным диагнозом болезни органов пищеварения составил соответственно 57%; 63,16%; 70,3%; 63%; 52,5%; 63,0%; 60,0%; 57,0%; 52,5%; 43,8%; с болезнями мочеполовой системы 22,2%; 24%; 23%; 25%, 20,6%, 24,0%; 24,0%; 22,2%; 20,6%; 20,2%, что свидетельствует о направленности санатория на лечение урологических и гастроэнтерологических заболеваний.

В связи с изложенным, факт наличия у санатория им. *** различных программ лечения, в том числе заболеваний костно-мышечной системы, заболеваний нервной системы, невротических расстройств и т.д., не является определяющим.

В этой связи, к показаниям свидетеля С.Т.С. о том, что сан. им. *** осуществляет лечение по профилям, указанным в соответствующих Списках, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066, от 29.10.2002г. № 781, суд относится критически.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой даны определения основных понятий, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Исходя из этого, документы по лицензированию деятельности санатория, также не свидетельствуют о наличии у санатория специального профиля, а лишь являются документами, разрешающими санаторию осуществлять данные виды деятельности.

Таким образом, давая анализ указанным документам, суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что в санатории и осуществлялась работа по лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ревматизмом, гематологических, психоневрологических больных, этот факт не может свидетельствовать о наличии у санатория соответствующего профиля.

Утверждение Советом директоров ОАО «Ульяновсккурорт» в 2010 году третьей редакции Положения о филиале ОАО «<***>» «Санаторий им. ***», в котором в п. 2.1 указывается на то, что санаторий предназначен для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологии, органов дыхания и многими другими, внесение изменений и дополнений в Устав ОАО «<***>», содержащих указание на многопрофильность здравниц, по своей сути ничего не меняет.

Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста только для тех лиц, которые осуществляли работу в должности и учреждении, предусмотренных Списком 1999 года (позднее 2002 года) именно с учетом характера и условий выполняемой работником лечебной или иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию.

Нельзя приравнять трудовую деятельность медицинского работника, осуществляющего трудовую деятельность в санатории определенного (специального) профиля, который создан с учетом специфики труда и профессиональных навыков лиц, осуществляющих в нем свою трудовую деятельность, к санаторию общего профиля, в котором осуществляет свою трудовую деятельность истец.

Дифференциация по профилю и задачам деятельности учреждений санаториев (курортов), предусмотренных Списками 1999 и 2002 г.г., не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом, либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Эта дифференциация допустима, объективно оправдана и обоснована законодателем.

Утвердив, как определено законом, именно список профессий и должностей, Правительство РФ правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках закона определять круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет. Данный вывод был сделан в постановлении Президиума Верховного суда РФ от 26.06.2002 года № 173пв01 в отношении Списка, утвержденного постановлением Правительства № 463 в части наименования учреждений, что аналогично рассматриваемой ситуации.

Поскольку истцом не предоставлено доказательств тому, что санаторий им. *** является санаторием соответствующего профиля, то не включение в специальный стаж истцу периода работы в санатории им. *** ОАО «<***>» после 1.11.1999 года по названному мотиву является правильным.

В то же время, не включение в специальный стаж истцу периода работы в сан. им. *** ОАО «<***>» с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. суд считает необоснованным.

Согласно Письму Минтруда РФ и ПФР от 29.09.2000г. № 3948/1-17, 06-25/8625 установлено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1.11.99г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3.11.99г. № 395. Этим же Письмом установлено, что данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1.11.99г.

В номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.11.1999г. № 395 в подразделе 1.7 «Санаторно-курортные учреждения» раздела 1 «Лечебно-профилактические учреждения» указаны санатории (курорты).

С учетом Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, действовавшего до 1.11.1999 года, предусматривавшего включение в стаж, дающий право на выслугу лет, время работы, в частности в должности врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исковые требования о включении периода работы истца с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. должны быть удовлетворены.

С учетом включения в стаж истцу периодов работы с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***>, с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>» в льготном исчислении за 1 год работы- 1 год 3 месяца, специальный стаж истца составляет менее необходимых 25 лет работы в сельской местности и менее 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа.

В связи с отсутствием необходимого стажа, в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ахмедова С.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске включить в специальный стаж Ахмедова С.А. периоды работы с 25.08.1988 года по 06.01.1989 года в должности главного врача <***>, с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. в должности врача-терапевта и врача-уролога сан. им. *** ОАО «<***>» в льготном исчислении за 1 год работы- 1 год 3 месяца.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ:                                                            Э.Р. КАСЫМОВА

Решение изготовлено: 24 января 2011 года

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.03.2011 г. решение суда оставлено без изменения.