об обязании устранить несанкционированные свалки ТБО



Дело № 2-334/2011

     Р Е Ш Е Н И Е

      именем Российской федерации

        15 сентября 2011 года                                                                               р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи                                                                Л.К. Розановой,

с участием прокурора                                                                                    А.Г. Савельева,

при секретаре                                              А.А. Пигаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» об обязании организовать вывоз и ликвидацию ТБО с несанкционированных свалок на территории Муниципального образования «Ундоровское сельское поселение»,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» об обязании организовать ликвидацию несанкционированных свалок ТБО на территории МО «Ундоровское сельское поселение». Свои требования истец мотивировал тем, что была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории поселения. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Ундоровское сельское поселение» не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе и вывозе отходов. Согласно действующего экологического законодательства, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организация деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложена на администрацию поселения. Условия и способы такой деятельности должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В нарушение указанных требований, администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» сбор и вывоз отходов на территории поселения организован не надлежащим образом, в результате чего в с. Комаровка, а именно на ул. Приовражная (около д. №9), образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов. Существование данной свалки создает опасность для жителей муниципального образования. Просит обязать МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» организовать ликвидацию несанкционированной свалки ТБО на территории поселения в трехмесячный срок.

            В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Савельев А.Г. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в нем. Дополнительно пояснил, что на сегодняшний день все вышеперечисленные нарушения экологического законодательства не устранены, указанная в исковом заявлении свалка продолжает иметь место на территории поселения. Данная свалка находятся именно на территории поселения. Просил исковые требования удовлетворить.

    Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, имеется заявление, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, имеется заявление, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, считают исковые требования законными и обоснованными.

Выслушав представителя истца, учитывая мнение не явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то есть именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации вышеуказанной деятельности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

    Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Место строительства объектов размещения отходов определятся на основе геологических, гидрологических и иных исследований, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Пункты 4.1, 4.2, 4.20, 4.21, 4.23 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ 30.04.2003 года определяют порядок и требования, предъявляемые к выбору участка для размещения мест захоронения ТБО, их обустройства.

Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Согласно статьи 4 Устава МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области с. Комаровка входит в состав территории поселения.

Судом установлено, что на территории муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района в с. Комаровка на ул. Приовражная (около дома № 9) имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Разрешения органов местного самоуправления на использование указанной территорий под свалку не имеется. Таким образом, данная свалка является несанкционированной.

Наличие несанкционированной свалки подтверждается Актом фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 15-04/11 от 16 августа 2011 года, из которого видно, что на вышеуказанной свалке обнаружено несколько куч бытовых отходов, ветки спиленных деревьев, стеклянная и пластиковая тара, скошенная трава, различный мусор (л.д.8). Данный Акт подтверждается 5 фото-таблицами от 16.08.2011 года, которые были составлены в ходе прокурорской проверки, имеющимися в материалах дела (л.д. 10-14), а также объяснением заместителя главы МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Торутанова М.И., который подтвердил, что по вышеуказанному адресу имеется несанкционированная свалка (л.д. 9).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Данные нарушения создают условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения с. Комаровка, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Судом установлено, что данные свалки имеют место на территории поселения продолжительное время, МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» не предприняло необходимых мер по недопущению образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения, не предприняло достаточных мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории поселения, надлежащего контроля со стороны ответчика за организацией и своевременной ликвидацией несанкционированных свалок так же не имеется.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

               На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

              Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории несанкционированной свалки, расположенной в с. Комаровка Ульяновского района Ульяновской области, возле дома № 9 по улице Приовражной в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

               Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 дней.

    Судья:                                     Л.К. Розанова