об обязании заключить договор аренды без аукциона



Дело № 2-275/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 августа 2011 года                                                                    р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи                            Э.Р. Касымовой,

при секретаре                                                                         И.В. Малюга,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова В.Н. к Муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона

У С Т А Н О В И Л:

Миронов В.Н. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее сокращенно МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области) об обязании заключить договор аренды земельного участка, указывая, что распоряжением главы Администрации р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области *** от *** ему был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок в 4 микрорайоне р.п. Ишеевка площадью 0,10 га для строительства жилого дома. Распоряжением Главы Администрации Ульяновского района от *** *** ему было разрешено проектирование жилого дома, была выдана выкопировка из генерального плана, согласованная с главой администрации Ульяновского района, архитектором района, центром санэпиднадзора, пожарной службой. В соответствии с выданными документами он начал строительство жилого дома на предоставленном ему земельном участке, которое завершил в 2007 году. После этого он продолжил оформление земельного участка. Было определено местоположение земельного участка, оформлено межевое дело, земельный участок был поставлен на кадастровый учет. На жилой дом оформлен кадастровый паспорт. С целью регистрации права собственности на жилой дом он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, которое отказало ему в регистрации права собственности, указав, что ему необходимо представить договор аренды земельного участка. В связи с этим он обратился в МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, на котором расположен жилой дом, в чем ему было отказано с указанием на то, что земельный участок может быть ему представлен только по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Просит обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: ***.

Истец Миронов В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив, что просит обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: *** без проведения аукциона. В остальном сослался на доводы, приведенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области Родионова И.В. против удовлетворения исковых требований не возражала, при этом пояснила, что во внесудебном порядке заключить договор аренды без проведения аукциона невозможно, поскольку это противоречит Земельному кодексу РФ. Также пояснила, что несмотря на вступление в силу ЗК РФ, до 2006 года предоставление земельных участков гражданам производилось по ранее действовавшему порядку, когда гражданин обращался в сельскую, а не в районную администрацию, которая издавала соответствующее распоряжение. В соответствии с ЗК РФ должен был быть составлен Акт выбора земельного участка для строительства, однако должностные лица, которые должны были подписывать данный документ, были определены только в 2011 году. Ранее данная процедура не регламентировалась. Также должно было быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждался Акт выбора земельного участка. В отношении спорного земельного участка был оформлен Акт отвода земельного участка в натуре, который определил расположение земельного участка на местности. Данный Акт был согласован со всеми необходимыми службами, поэтому его можно рассматривать как Акт выбора земельного участка для строительства, а поскольку он имеет согласования, то следует считать, что тем самым было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, истец является инвалидом 2 группы, т.е. в соответствии с действующим законодательством имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Гиматдинова О.Р. против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что действительно, несмотря на вступление в силу ЗК РФ, Администрация р.п. Ишеевка продолжала принимать заявления от граждан о представлении земельных участков и выносила распоряжения о выделении земельных участков для строительства.

Представители третьих лиц на стороне ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением главы Администрации р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области *** от *** Миронову В.Н. был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок в 4 микрорайоне р.п. Ишеевка площадью 0,10 га для строительства жилого дома. Миронову В.Н. этим же распоряжением рекомендовано после межевания земельного участка в установленном порядке заключить с районным комитетом по управлению имуществом договор аренды земельного участка.

Указанное распоряжение о предоставление Миронову В.Н. земельного участка принято после вступления в силу Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Спорный земельный участок находится в границах МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, однако ввиду того, что государственная собственность на землю на территории Ульяновского района не разграничена, решение о предоставлении данного земельного участка должно было приниматься МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Однако следует учитывать, что распоряжение главы Администрации р.п. Ишеевка *** от ***, никем не оспорено.

Более того, *** распоряжением Главы Ульяновского района *** Миронову В.Н. разрешено проектирование индивидуального жилого дома в р.п. Ишеевка микрорайон № 4 на земельном участке площадью 0,10 га, согласно распоряжения Главы администрации р.п. Ишеевка от *** ***. Отделу архитектуры рекомендовано выдать данные для проектирования с приложением выкопировки с генплана с указанием точек подключения к инженерным сетям. Миронову В.Н. после окончания проектирования и согласования проекта со всеми заинтересованными организациями получить разрешение на строительство в администрации района.

Распоряжением Главы Ульяновского района от *** ***Миронову В.Н. разрешено строительство индивидуального жилого дома в р.п. Ишеевка, микрорайон *** на земельном участке площадью 0,10га согласно распоряжению Главы администрации р.п. Ишеевка от *** ***. Этим же распоряжением Архитектору района необходимо подготовить акт отвода земельного участка в натуре и подписать типовой договор с застройщиком.

*** оформлен акт отвода земельного участка в натуре *** Выкопировка с генплана согласована с Главой администрацией р.п. Ишеевка, архитектором района, районным центом санэпиднадзора, инспекцией госпожнадзора.

Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Согласно п. 1, 2, 3, 5, 7 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на период предоставления истцу земельного участка и последующих распоряжений Главы Администрации Ульяновского района), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Таким образом, в 2003 году земельные участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности могли быть предоставлены гражданину в собственность исключительно на торгах, а без проведения торгов – только в аренду.

Кроме того, согласно абз. 4 п. 15 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В отношении спорного земельного участка был оформлен Акт отвода земельного участка в натуре, который определил расположение земельного участка на местности. Данный акт был согласован со всеми необходимыми службами. Поэтому данный акт можно рассматривать как Акт выбора земельного участка для строительства, а поскольку он имеет согласования, то следует считать, что тем самым Администрацией Ульяновского района было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с выданными Миронову В.Н. документами, он начал строительство жилого дома на предоставленном ему земельном участке, которое завершил в 2007 году, в 2009 году оформил на него кадастровый паспорт.

Постановлением Администрации МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от *** *** определено местоположение земельного участка, принадлежащего Миронову В.Н. по адресу: ***

В 2010 году было оформлено межевое дело на спорный земельный участок и *** он был поставлен на кадастровый учет.

Кроме того, Миронов В.Н. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с *** бессрочно.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Согласно ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Аукцион представляет собой продажу, в частности права аренды, с публичных торгов, при которой право аренды приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому первоочередное получение инвалидом земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предполагает предоставление земельного участка без проведения аукциона.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Миронова В.Н. к Муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона, удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области заключить с Мироновым В.Н. договор аренды земельного участка по адресу: *** без проведения аукциона.

Взыскать с Муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

             СУДЬЯ:                                                               Э.Р. КАСЫМОВА

Решение изготовлено: 29 августа 2011 года