об обязании совершить определенные действия



Дело № 2-307/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 августа 2011 года                                                                р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи                                               Э.Р. Касымовой,

с участием заместителя прокурора

Ульяновского района Ульяновской области                        Т.Х. Ардыхан,

при секретаре                                           И.В. Малюга,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Тетюшское сельское поселение” о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Тетюшское сельское поселение” о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов. Свои исковые требования истец мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности населения выявлено, что на территории МО “Тетюшское сельское поселение” Ульяновского района не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления и иных опасных веществ. Согласно действующего экологического законодательства запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Опасными отходами признаются, в том числе, отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокореакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную и потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Твердый бытовой мусор населения, производственный мусор, отходы древесины и других материалов, жидкие бытовые и другие коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и являются опасными отходами. Однако, в нарушение требований законов на территории МО допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления. Проведенная проверка показала, что на территории МО “Тетюшское сельское поселение” возле дома № 1 по ул. Школьная в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области имеется свалка бытовых отходов. Твердые бытовые отходы складируются на земле. Существование данной свалки создает экологическую опасность для жителей МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. Просит обязать МУ “Администрация МО “Тетюшское сельское поселение” в срок до 15 сентября 2011 года ликвидировать указанную свалку твердых бытовых отходов.

В судебном заседании заместитель прокурора Ульяновского района Ульяновской области Ардыхан Т.Х. исковые требования поддержала в полном объеме, поскольку работы по ликвидации свалки хотя и начаты, но не завершены.

Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновской области в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что исковые требования признают в полном объеме, в настоящее время работы по ликвидации свалки проведены частично.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, исковые требования поддерживают.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Экопроект», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав заместителя прокурора Ульяновского района Ульяновской области Ардыхан Т.Х., учитывая мнение не явившихся лиц, выраженное в поступивших от них заявлениях, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и ст. 8 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления” создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В нарушение вышеуказанных требований Федерального законодательства заключение государственной экологической экспертизы на указанную свалку ТБО отсутствует, геологические и гидрологические исследования не проводились.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года “Об отходах производства и потребления” территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Судом установлено, что на территории Муниципального образования “Тетюшское сельское поселение” Ульяновского района возле дома № 1 по ул. Школьная в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области имеется свалка бытовых отходов. Разрешения органов местного самоуправления на использование указанной территории под свалку не имеется. Таким образом, данная свалка является несанкционированной.

Наличие несанкционированной свалки подтверждается рапортом помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Г.Р.Р. фотографиями, имеющимися в материалах гражданского дела, а также объяснением М.Т.И. от 02.08.2011 года, которая подтвердила существование несанкционированной свалки на протяжении длительного периода времени.

Свалка твердых бытовых отходов, расположенная возле дома № 1 по ул. Школьная в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области, эксплуатируется на протяжении длительного периода времени с нарушениями требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения Российской федерации от 30.04.2003 года № 2.1.7.1322-03 “Почва. Очистка населенных мест. Отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы, гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления” (далее- Правила).

Так, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.20, 4.21, 4.23 Правил выбор участка для размещения мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (далее- Объекты) осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно- защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата- дренажная система, в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2-х м., для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидролизация дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно- бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно- эпидемиологическое заключение.

Однако в нарушение данных требований свалка твердых бытовых отходов, расположенная возле дома № 1 по ул. Школьная в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области, не отвечает ни одному из вышеперечисленных требований Правил.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” отходы производства и потребления подлежат использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

В соответствии с п.п. 18, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ №131 ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года “Об охране окружающей среды” к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 года “Об отходах производства и потребления” к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 8 Устава МО “Тетюшское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 23 Устава МО “Тетюшское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация поселения.

В связи с существенным нарушением санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения с. Тетюшское Ульяновского района, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Заключение государственной экологической экспертизы на указанную свалку твердых бытовых отходов отсутствует, геологические и гидрологические исследования не проводились.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Ульяновского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение “Администрация Муниципального образования “Тетюшское сельское поселение” в срок до 15 сентября 2011 года ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную возле дома № 1 по ул. Школьная в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ:                                                             Э.Р. КАСЫМОВА

Решение изготовлено: 5 сентября 2011 года