Дело № 2-309/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
4 октября 2011 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
В составе председательствующего судьи Мяльдзиной С.Н.,
С участием представителя Гриценко А.А., действующего по доверенности от ***,
при секретарях Ключниковой О.В. и Сяськиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мобаракшиной Г.Н. к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в подтверждении статуса граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий для получении субсидии в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей»,
У С Т А Н О В И Л:
Мобаракшина Г.Н. обратились в суд с иском к МУ «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области об обязании ответчика отменить постановление Администрации МО «Ишеевское городское поселение» от *** № 69 в части касающейся её семьи, признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении их в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» под тем же порядковым номером.
В обоснование своих требований указала, что её семья приняла участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Решением комиссии от *** № 25 её семья стала участником указанной подпрограммы. В это время истица была зарегистрирована в квартире у своих родителей, а её муж – М.Л.Х. и сын М.С.Л., 2008 года рождения, были зарегистрированы в квартире у родителей мужа. Ни у истицы, ни у её мужа не было жилья ни в собственности, ни по договору социального найма. Постановлением ответчика от *** № 69 семьё истицы было отказано в подтверждении статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспечением каждого члена семьи площадью выше учетной нормы, на основании п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ, – представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью. Данный отказ истица считает незаконным, так как ни у неё, ни у её мужа нет какого либо жилья в собственности. С момента принятия её семьи в участники программы, то есть с *** по *** прошло почти пять лет. За указанное время ей не говорилось, что предоставлены документы, которые не подтверждают право её семьи состоять на учете. Жилье, в котором проживают она и её муж, принадлежит их родителям. Их семья является молодой семьей, именно для этого они и приняли участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей». В этой программе не указано в качестве основания для отказа наличие метража у участников программы, напротив указано, что должно указываться отсутствие или наличие в собственности у молодых семей жилья. В качестве третьего лица на стороне истца к участию в деле привлечен М.Л.Х.
Истица Мобаракшина Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнив, что считает отказ в подтверждении её семье статуса, нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным. В обоснование своих требований указала те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что после вступления в брак в апреле 2005 года они 1,5-2 года проживали у родителей мужа в ***, как положено по мусульманским традициям. Потом она забеременела, ей была необходима помощь, и они переехали жить к её маме в Ишеевку на ***. В этой квартире она была зарегистрирована с 1998 года. В квартире по Новокомбинатовской они с мужем прожили около 2-х лет, примерно до 2009 года. В июле 2008 года родился сын, ребенка захотели отдать в городской садик, чтобы встать на очередь на садик она получила у родственников временную городскую регистрацию на 3 месяца. С родителями жить не захотели, к тому же оба с супругом работают в городе. С апреля 2009 года по настоящее время проживают у родственников в г.Ульяновске на съемной квартире. В июле 2010 г. из квартиры по Новокомбинатовской она выписалась, так как мать продала квартиру брату. Решение о продаже квартиры было между ними согласовано, после регистрации сделки брат снова прописал её в этой квартире. Пока совершалась сделка с 3 августа по *** она была зарегистрирована в доме своего отца, в ***. Поскольку собственного жилья они не имеют, то являются нуждающимися в улучшении в улучшении жилищных условий, и соответственно должны быть восстановлены в очереди.
Третье лицо М.Л.Х. в суде пояснил, что на съемную квартиру от матери, где они проживали после регистрации брака в с***, они решили переехать, так как жена не захотела жить со свекровью. Его мать препятствий в пользовании квартирой не чинила, выехать из квартиры после длительного проживания они решили сами. В этой квартире было сначала зарегистрировано 3 человека: его мать и сестра, он сам, а в последующем был зарегистрирован и его сын. С тещей они прожили около 2-х лет с тещей, но жить дальше с тещей он не захотел, сняли квартиру в городе, где проживают по настоящее время.
Представитель истца Гриценко А.А. в суде исковые требования поддержал, в обоснование указал, что с момента включения семьи Мобаракшиных в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» никаких претензий к представленным документам не было. Считает, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должна браться исходя из размера 18 кв.м. по Российской Федерации, так как это федеральная программа и на её финансирование средства идут из федерального бюджета. Кроме того, в настоящее время истица и её семья проживает на съемной квартире.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Гиматдинова О.Р. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что в 2006 году, когда семью Мобаракшиных включили в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», ещё не был выработан порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе не была принята учетная норма нуждаемости в жилье. Поэтому на учет ставились практически все обращающиеся граждане. *** Решением Совета депутатов была утверждена учетная норма 12 кв.м. на человека, и решением от *** семье Мобаракшиной было отказано в подтверждении статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с обеспечением каждого члена семьи площадью выше учетной нормы, так как на одного члена их семьи приходилось по 13,29 кв.м. При этом учитывалась площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована Мобаракшина Г.Н., и площадь жилого помещения, в котором зарегистрированы её муж и сын. Так, в квартире на Новокомбинатовской площадь 52,2 кв.м. делилась на пять человек, получалось по 10,44 кв.м. на каждого. Площадь квартиры 85,01 кв.м. по месту регистрации мужа делилась 4 человек по количеству проживающих, полученное умножали на два, так как там прописан сам Мобаракшин и его сын, получилось 42,5 кв.м. Эту площадь сложили с площадью полученной по регистрации жены, затем все поделили на трех членов семьи Мобаракшиных, и получилось 13,29 кв. метра, на каждого члена семьи. То есть, они не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поскольку семья Мобаракшиных имела норму жилья на каждого члена выше учетной, вопрос об их платежеспособности уже не рассматривался.
Представители третьих лиц на стороне ответчика - Министерства образования Ульяновской области и МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившиеся стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных суду материалов следует, что Мобаракшина Г.Н. и М.Л.Х. *** обратились в МО «Ишеевское городское поселение» с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, представили ксерокопии своих паспортов, ксерокопию свидетельства о заключении брака, справку о составе семьи, акт проверки жилищных условий, справки об отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества, а в последующем предоставили справки формы № 8 с мест регистрации, справки о своих доходах, справки о счетах в отделении СБ РФ.
Как усматривается из справок формы № 8 по месту регистрации Мобаракшиной Г.Н. и М.Л.Х. на момент включения их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», Мобаракшина Г.Н. была зарегистрирована в квартире площадью 52,7 кв.м. у своей матери по адресу: ***. М.Л.Х. был зарегистрирован в квартире площадью 85,01 кв.м. по адресу: *** вместе с матерью М.Р.Ф. и сестрой М.Р.Х.
Однако также установлено, что фактически на момент включения их семьи в указанную подпрограмму и до конца 2007 года они проживали по месту регистрации М.Л.Х., о чем пояснили суду сами. Причем Мобаракшина Г.Н. проживала в указанной квартире, как член семьи Мобаракшиных, поскольку являлась женой М.Л.Х. Право общей долевой собственности на указанную квартиру зарегистрировано за М.Р.Ф. и М.Р.Х. В последующем Мобаракшина Г.Н. и М.Л.Х. до апреля 2009 года проживали в квартире матери истцы в ***. В обоих случаях выезд из квартир Мобаракшины принимали добровольно и сами, решив проживать отдельно от родителей в городе Ульяновске, о чем также пояснили суду. С апреля 2009 года семья проживает на съемной квартире в ***.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что решением комиссии по признанию молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от *** № 25 семья Мобаракшиной Г.Н. включена в состав участников данной подпрограммы и указанное решение принято только на основании документов, представленных Мобаракшиной Г.Н., и постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако, документов, подтверждающих нуждаемость своей семьи в улучшении жилищных условий, Мобаракшиной на тот момент не представлялось. Как такового решения о признании семьи Мобаракшиных на момент подачи документов нуждающейся в улучшении жилищных условий также не принималось. Следовательно, изначально решение комиссии от *** о включении семьи Мобаракшиных в состав участников подпрограммы не может являться законным.
Указанный вывод суд делает исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ от *** № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из п.5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Также п.6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
П.15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 2 в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Также, как усматривается из п.17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил (п. 18).
Нормы, аналогичные указанным выше, закреплены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья) и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от *** № 1050.
Таким образом, установлено, что семья Мобаракшиных на протяжении длительного периода времени (с апреля 2005 года по конец 2007 года) проживала сначала по месту регистрации мужа М.Л.Х. по адресу: ***, общая площадь указанной квартиры согласно представленным документам составляет 85,01 кв.м.; в период с 2008 года по апрель 2009 года - по месту регистрации жены Мобаракшиной Г.Н. по адресу: ***, площадь которой составляет 52,2 кв.м. И в первом, и во втором случае, проживание в квартирах являлось проживанием в качестве членов семей собственников указанных квартир.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от *** № 16/72 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м.
Семья Мобаракшиных в момент их проживания в *** (по месту регистрации М.Л.Х.), исходя из количества проживающих в ней лиц и общей площади квартиры 85,01 кв.м., не нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена этой семьи приходилось по 21,25 кв.м. (85,01 : 4).
Также, семья Мобаракшиных не нуждалась в улучшении жилищных условий и в момент их проживания в р.*** (по месту регистрации Мобаракшиной Г.Н.), поскольку на каждого члена этой семьи приходилось по 17,57 кв.м (52,7 : 3).
Тот факт, что в июле 2010 г. Мобаракшина Г.Н. в связи с продажей квартиры выписалась из неё, а в сентябре 2010 г. вновь прописалась, на признание её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не влияет. И сама истца Мобаракшина Г.Н. и её мать М.Т.Х. суду пояснили, что снятие с регистрационного учета по указанному адресу было произведено по взаимному согласию, исключительно для оформления сделки купли-продажи квартиры брату истцы, с последующей регистрацией Мобаракшиной Г.Н. в этой же квартире, поскольку она была зарегистрирована в ней с детства, и другой регистрации и квартиры для проживания она больше не имела.
К тому же, если учесть, что Мобаракшина Г.Н. не имеет возможности проживать по месту своей регистрации в *** по причине смены собственника квартиры, то при ее нынешнем проживании по месту регистрации мужа, на каждого члена их семьи будет приходить больше учетной нормы 17 кв.м. (85,01 : 5).
То обстоятельство, что в настоящее время семья Мобаракшиных проживает на съемной квартире в г.Ульяновске, также не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, препятствий в пользовании жилым помещением по месту регистрации мужа истицы – М.Л.Х., им никто не чинит, пользоваться данной квартирой, имея на это законные основания, они не желают сами.
Постановлением заседания жилищной комиссии от *** Мобаракшиной Г.Н. и её семьё отказано в подтверждении статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ в связи с обеспечением каждого члена семьи жилой площадью выше учетной нормы – 13,29 кв.м. При этом, как установлено в судебном заседании, указанная норма обеспеченности жильем сделана с учетом общей площади и количества проживающих лиц по месту регистрации Мобаракшиной Г.Н., и общей площади и количества проживающих лиц по месту регистрации М.Л.Х., что, по мнению суда, является обоснованным.
Обеспечение молодой семьи жилой площадью ниже учетной нормы является обязательным условием для включения её в участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Несоответствие молодой семьи этому требованию является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в соответствии с п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья) и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от *** № 1050.
С учетом изложенного выше доводы истицы Мобаракшиной Г.Н. и представителя Гриценко А.А. являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мобаракшиной Г.Н. к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в подтверждении статуса граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий для получении субсидии в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015г.г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.
Судья С.Н.Мяльдзина