об обязывании провести антикоррупционную экспертизу



Дело № 2-103/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2012 г. р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Трошиной Е.В.,

при секретаре Андреевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязании проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, а также принятых нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязании проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, а также принятых нормативных правовых актов. В обоснование иска указал, что в ходе проверки было выявлено, что Администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных, правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона). Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Администрацией муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» во 2 полугодии 2011 года и по настоящее время, в нарушение требований п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273 - «О противодействии коррупции» и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не проводилась. Установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органами местного самоуправления МО «Ундоровское сельское поселение» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты. Ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Администрации МО «Ундоровское сельское поселение», выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных факторов, нарушаются права граждан, в связи с чем прокурор и выходит в защиту прав неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать Администрацию муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, а также принятых нормативных правовых актов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Трошина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения, аналогичные указанным в иске.

Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении указал, что исковые требований признает в полном объеме, дело просит рассмотреть в его отсутствие.

Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В ходе проверки соблюдения администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» требований законодательства о противодействии коррупции прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области было установлено, что МУ «Администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, также органов местного самоуправления, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Одними из основных мер по профилактике коррупции в силу статьи 6 указанного Закона являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения.

При этом выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативно-правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в силу требования части 1 ст. 4 Закона № 172-ФЗ в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Как следует из ст. 30 Устава МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области глава поселения является выборным высшим должностным лицом поселения, наделенное Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляющее на постоянной основе деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории поселения.

В соответствии со ст. 8 Устава по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными Законами, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации поселения.

Как следует из материалов дела, каких-либо действенных мер, касающихся вопроса исполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, со стороны МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не предпринимается, и доказательств этому суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не исполняются требования Федерального законодательства, Устава МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, тем самым усматривает бездействие со стороны МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.

Обязать МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, а также принятых нормативных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачева