Дело № 2-72/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2012 г. р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Трошиной Е.В.,
при секретаре Андреевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия по не принятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия по не принятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» требований законодательства о дорожной деятельности. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.2,3,15 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении в отдельные законодательные акты РФ», Устава МО «Ундоровское сельское поселение», ст.131 ГК РФ, ст.2 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на 69 автомобильных дорог, стоящих на балансе поселения, администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» не зарегистрировано.
Оформление права собственности муниципальных образований на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов необходимо для осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в том числе по безопасности дорожного движения.
Нарушение вышеуказанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог. Круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты нарушением федерального законодательства, определить не представляется возможным.
Просит признать бездействие администрации, выразившиеся в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов незаконным; обязать администрацию зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности МО «Ундоровское сельское поселение» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Установить администрации срок исполнения решения до 01.09.2012г.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Трошина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Казанская Е.В. исковые требования признала, уточнив, что не согласна со сроком исполнения. В судебном заседании подтвердила, что право собственности на 69 автомобильных дорог, стоящих на балансе поселения, администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» не зарегистрировано. Однако, это процесс длительный, не может быть завершен, в том числе, в виду отсутствия финансирования на эти цели на 2011 год.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 10 ст.6 указанного Закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно распоряжению главы администрации МО «Ульяновский район» № 1473-р от 14.12.2005г. передано безвозмездно в собственность МО «Ундоровское сельское поселение» имущество МО «Ульяновский район» согласно Приложению.
Из акта приема-передачи имущества от 14.12.2005г. усматривается, что в собственность МО «Ундоровское сельское поселение» передано имущество, в том числе автодороги.
При рассмотрении дела судом установлено, что на территории МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области находится 69 автомобильных дорог, что подтверждается реестром муниципальной собственности, однако, не зарегистрировано право собственности. В соответствии с п. 5 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезд, автомобильные дороги, набережные, парки, скверы, сады, бульвары, водные объекты и другие объекты) не подлежат отчуждению.
Часть 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Кроме того, ч.1 ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.25 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов поселения находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, установлено, что Администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» не исполняют предусмотренную законодательством обязанность по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации на объект –автомобильные дороги.
Суд приходит к выводу, что не исполнение указанной обязанности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.
В силу ст.12 Федерального закона «"О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Согласно ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в числе прочего, относятся:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
Частью 18 статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведение классификации автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150) определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.п.2 и 3 указанного Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150).
Таким образом, оформление на автомобильную дорогу права муниципальной собственности повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия дороги указанным условиям привести ее в надлежащее состояние.
Поскольку спорные автомобильные дороги используются неопределенным кругом лиц, то не оформление на нее права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, содержание автомобильной дороги осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что не оформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» не исполняется обязанность, как собственника, оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В то же время суд признает, что ответчиком предприняты определенные действия, направленные на оформление права собственности на указанный объект, что подтверждается предоставленными в судебное заседание письменными доказательствами, не оспаривается представителем истца.
Как следует из материалов дела, каких-либо действенных мер, касающихся вопроса принятия необходимых мер, направленных на оформление права собственности на 69 автомобильных дорог, со стороны МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не предпринимается, и доказательств этому суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не исполняются требования Федерального законодательства, Устава МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, тем самым усматривает бездействие со стороны МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
В то же время суд считает, что отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги (государственная регистрация), расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом длительности процедуры оформления права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным установить срок до 01 сентября 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области по не принятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов.
Обязать МУ «Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в срок до 01 сентября 2012г.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья: И.Г.Трубачева