о возложении обязанности создать официальный сайт



Дело № 2-91/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2012 г. р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Тульчанской Е.А.,

при секретаре Хусаиновой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия по не принятию мер по созданию официального сайта и размещению на нем сведений незаконным, возложении обязанности создать официальный сайт,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия по не принятию мер по созданию официального сайта и размещению на нем сведений незаконным, возложении обязанности создать официальный сайт. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства о достоверности и своевременном предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выявлено, что на территории МО «Тимирязевское сельское поселение» имеют место нарушения законодательства в данной сфере.

Так, до настоящего времени в нарушение ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Администрацией МО «Тимирязевское сельское поселение» не создан официальный сайт, в связи с чем отсутствует доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления на территории поселения. Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» факт отсутствия официального сайта не отрицает, указывая при этом на невозможность создать сайт администрации из-за дефицита финансовых средств.

Однако, доводы администрации не могут быть приняты, и информация о деятельности органов местного самоуправления на территории поселения должна быть предоставлена, чтобы юридические и физические лица имели доступ к данной информации.

Так, в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплены общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом, о достоверности и своевременности предоставления информации, о порядке установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, о свободном доступе к информации, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Определен перечень видов информации, к которой не может быть ограничен доступ, а также порядок и условия доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Исходя из вышеуказанных норм действующего федерального законодательства, информация на официальном сайте должна быть полная и всесторонняя с тем, чтобы юридические и физические лица имели доступ к данной информации. Просит признать бездействие МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, по непринятию мер по созданию официального сайта и размещению на нем сведений, предусмотренных федеральным законодательством незаконным, обязать Администрацию муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» создать официальный сайт в срок до 01.05.2012г.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Тульчанская Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения, аналогичные указанным в иске.

Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении указал, что исковые требования признает в полном объеме, дело просит рассмотреть в его отсутствие.

Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления признается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В силу ст. 6 ФЗ №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ст. 9).В соответствии со ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

То есть, органы государственной власти субъекта РФ должны обеспечить органам местного самоуправления размещение информации о своей деятельности в сети Интернет.

В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет".

В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, государственные органы, органы местного самоуправления принимают меры по защите этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеназванный закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).

Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области, было установлено, что МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, в нарушение требований ст. 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт в сети «Интернет» не создан, не размещается информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная законодательством, что влечет нарушение прав населения на открытость и доступность, свободу поиска, а также получение информации о деятельности органа местного самоуправления.

Так, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы.

Об этом также говорится и в Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", согласно которому деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан

Кроме того, в п. 2 ст. 8 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации отмечено, что гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, заключение между МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области и ООО «ТехноСофт» о выполнении услуг по созданию сайта от 14.02.2012г., суд считает необходимым определить срок для создания официального сайта до 01 мая 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области по принятию мер по созданию официального сайта и размещению на нем сведений, предусмотренных федеральным законодательством незаконным.

Обязать МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области создать официальный сайт в срок до 01.05.2012г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачева