Дело № 2-41/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2012 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
при секретаре И.В. Малюга,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафина Р.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Сафин Р.Д. обратился суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске (далее УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии, указывая, что он работал в РСУ-1 треста “Облремстройбыт” в период с 16.07.1985 года по 31.10.1991 года в должности мастера, а с 31.10.1991 года по 14.06.1998 года в должности прораба, однако ответчик отказал ему во включении в специальный стаж указанных периодов работы, т.к. отсутствуют документы, подтверждающие занятость в новом строительстве зданий и сооружений. Просит включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить пенсию с 24.10.2011 года.
Истец Сафин Р.Д. в судебном заседании иск поддержал, пояснив, что в период с 16.07.1985 года по 31.10.1991 года он работал мастером строительных и монтажных работ ХПУ-1, входящего в состав РСУ-1 треста “Облремстройбыт” и руководил участком в р.п. Ишеевка. Организация занималась строительством по заявкам частных лиц, строили в основном садовые дома, гаражи, одноэтажные жилые дома. Также занимались ремонтом жилых помещений по заявкам частных лиц. В строительстве использовали кирпич, а также строили сборно-щитовые дома. Их работа оканчивалась актом приема выполненных работ, в эксплуатацию жилые дома вводились самими заказчиками, а для садовых домов и гаражей ввод в эксплуатацию и не требовался, поэтому, каких-либо документов, подтверждающие строительство, за указанный период времени не сохранилось. В его подчинении работали 2 бригады каменщиков по 3-4 человека, плотники-бетонщики 4 человека, столяры 2 человека, приемщица заказов- кладовщик, тракторист, водитель и сторож. В его обязанности как мастера входила организация работы бригад, он составлял смету на объект, делал заявки на стройматериалы, завозил материалы на объект, раздавал наряды бригадирам и контролировал выполнение работ. Также он вел табель учета использования рабочего времени. Столяры, приемщица заказов- кладовщик, тракторист, водитель и сторож также работали под его непосредственным руководством. В связи с тем, что увеличился объем выполняемой работы, с 31.10.1991 года его назначили прорабом. Его должностные обязанности при этом практически не изменились, дополнительно единица мастера введена не была. Количество постоянно работающих под его руководством работников не менялось, но из-за увеличения объема работ, а также в летний период, на работу принимались временные работники. 30.01.1992 года ХПУ-1 треста “Облремстройбыт” был реорганизован в Муниципальное ремонтно-строительное предприятие бытового обслуживания населения (далее сокращенно МРСП БОН). С этого момента им разрешили работать с бюджетными организациями, являющимися юридическими лицами, т.е. с больницами, школами. Также они продолжали работать по заказам частных лиц, в том числе по ремонту жилых помещений, ремонту построек. В этот период они занимались строительством гаражей для Ульяновской центральной районной больницы, для Ишеевской средней школы построили гаражи, столярный цех, 2-хэтажный пристрой к спорткомплексу с переходной галереей, для собственной базы РСУ-1 в р.п. Ишеевка были построены гараж под грузовые машины, столярный цех, складские помещения, но документы по строительству данных объектов не сохранились.
Представитель ответчика УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель ответчика Гусева Ю.Н. в предыдущем судебном заседании 01-05.03.2012 года иск не признала, пояснив, что в период до 01.01.1992 года правом на досрочную пенсию пользуются мастера строительных и монтажных работ, занятые только в новом строительстве, работы по ремонту и обслуживанию производственных объектов включению в специальный стаж не подлежат. По периоду после 01.01.1992 года нет доказательств осуществления строительства, а, кроме того, часть периода ответчик находился в административном отпуске, который не подлежит включению в специальный стаж. Льготный стаж не может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно записям в трудовой книжке, истец Сафин Р.Д. с 16.07.1985 года переведен переводом на 1 участок на должность мастера РСУ-1 треста “Облремстройбыт”. Согласно последующей записи от 31.10.1991 года на основании приказа № 25 от 31.10.1991 года назначен прорабом. Следующая запись от 30.01.1992 года, сделанная на основании распоряжения Мэра № 166-р без даты, гласит о том, что ХПУ-1 треста “Облремстройбыт” переименован в МРСП БОН. Уволен Сафин Р.Д. 14.06.1998 года на основании приказа № 16-к от 12.06.1998 года.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ”, введенного в действие с 01.01.2002г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно разделу ХХIХ Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 №1173, право на льготную пенсию имели мастера (десятники) и прорабы на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций.
Право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (разд. XXVII), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991), установлено мастерам строительных и монтажных работ, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Следовательно, право на льготное исчисление стажа, имевшего место до 01.01.1992 года, имеют мастера, занятые новым строительством указанных в разделе XXIX Списка объектов, то есть в данном случае, условием включения спорных периодов в стаж является строительство новых жилых и культурно-бытовых учреждений. При этом работы по ремонту и обслуживанию производственных объектов, жилых домов, включению в специальный стаж не подлежат.
Истец Сафин Р.Д., допрошенные по делу в судебном заседании 01-05-03.2012 года свидетели Б.М.М., Т.Ю.И., не отрицали, что наряду со строительством объектов, они занимались и выполнением ремонтных работ в жилых помещениях по заявкам частных лиц.
Документов о характере производственной деятельности треста “Облремстройбыт”, МРСП БОН, ни в архивных учреждениях, ни в налоговом органе, не имеется, что подтверждено имеющимися в деле ответами данных учреждений.
Однако в самом названии организаций- трест “Облремстройбыт” и Муниципальное ремонтно-строительное предприятие бытового обслуживания населения, имеется указание на ремонт.
Какие-либо доказательства строительства как такового за период работы с 16.07.1985 года по 01.01.1992 года, в котором Сафин Р.Д. был бы занят в качестве мастера строительных и монтажных работ, в деле отсутствуют, а, следовательно, не подтверждена занятость истца только на строительстве новых объектов.
В Списке №2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрена должность мастера строительных и монтажных работ.
В соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов “мастер строительных и монтажных работ” - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности.
На строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов могут быть заняты и другие мастера, которым в зависимости от выполняемых должностных обязанностей устанавливаются другие наименования должностей, которые разд. XXVII Списка N 2 не предусмотрены.
У истца в трудовой книжке записана должность “мастер”, документов, содержащих сведения о характере выполняемых работ, им не представлено, в связи с этим отсутствуют основания для признания того, что истец выполнял работы мастера строительных и монтажных работ.
Таким образом, льготный характер работы истца собранными по делу доказательствами не подтверждается.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года № 40-О-О, определение какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Согласно записи в трудовой книжке от 31.10.1991 года Сафин Р.Д. назначен прорабом. Основанием данной записи является приказ № 25 от 31.10.1991 года.
Однако согласно архивной справке от 15.03.2012 года, выданной ОГУ “Государственный архив Ульяновской области”, в книгах приказов РСУ-1, ХПУ-1 треста “Облремстройбыт” Облбытуправления за 1991 год какого-либо приказа о назначении Сафина Р.Д. прорабом не имеется. В книгах приказов вышеуказанных организаций имеются приказы под № 25, но от других дат и Сафин Р.Д. в них не значится.
Данные по приказам о приеме, увольнении, а именно их даты, номера, полностью соответствуют имеющимся в архиве приказам, что следует из архивной справки от 02.06.2010 года, выданной ОГУ “Государственный архив Ульяновской области”.
Согласно приказу № 16-к от 12.06.1998 года Сафин Р.Д. уволен с должности мастера.
Согласно архивной выписке от 16.02.2012 года ОГУ “Государственный архив Ульяновской области” в приказах о предоставлении очередных, административных отпусков Сафину Р.Д., он значится с 1986 года по 1991 год, 1996-1998 г.г. в должности мастера, 1992-1995г.г.- прорабом, в приказах по выплатам вознаграждений, премировании с 1986 по 1991, 1996-1998г.г. значится в должности мастера, 1992-1995- прорабом, по ведомостям начисления заработной платы, лицевым счетам за 1985-1990г.г. мастер, за 1991-1994г.г.- прораб, за 1995-1998- занимаемая должность не указана.
В то же время какие-либо доказательства строительства как такового за период работы с 01.01.1992 года по 14.06.1998 года, в котором Сафин Р.Д. был бы занят в качестве мастера строительных и монтажных работ, либо производителя работ, в деле отсутствуют. Факт строительства указанных истцом объектов для Ульяновской ЦРБ, Ишеевской средней школы, РСУ-1, документально не подтвержден.
Представленные истцом в подтверждение его доводов трудовые книжки работников, в различные периоды работавших в РСУ-1 треста “Облремстройбыт” и в МРСП БОН, в частности трудовые книжки Б.М.М., Т.Ю.И., Х.В.Г., Х.Г.З., Т.И., Х.Р.И., Ш.З.М., Х.В.А., Г.Г.Г., А.А.Г., не подтверждают постоянной занятости истца в период после 01.01.1992 года на работах, дающих право на льготное исчисление стажа.
Кроме того, к периоду после 01.01.1992 года относится трудовой стаж Б.М.М. (каменщик до июня 1998 года), Т.Ю.И. (каменщик до февраля 1997 года), Х.В.Г. (подсобная рабочая до 1995 г.), Х.Г.З. (шофер до сентября 1993 года), Т.И. (до мая 1992 года плотник, с мая по декабрь 1992 года сторож, 25 дней января 1993 года столяр), Х.Р.И. и Ш.З.М. (плотники до июня 1992 года), А.А.Г. (приемщица заказов до декабря 1992 года), Г.Г.Г. (приемщица заказов февраль 1993 - май 1997 года).
Однако продолжительного характера трудовых отношений и массовости работы на должностях строительных специальностей, что служило бы подтверждением наличия трудовых ресурсов для обеспечения возможности выполнения сколько-нибудь значительного объема строительно-монтажных и других видов работ, предусмотренных разделом XXVII Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, из представленных трудовых книжек работников РСУ-1 треста “Облремстройбыт”, МРСП БОН, не усматривается.
Кроме того, Сафиным Р.Д. не отрицается тот факт, что в спорные периоды в его подчинении находились работники участка, непосредственно не участвующие в строительстве, а именно приемщица заказов- кладовщик, сторож, шофер, столяры строительного цеха, руководство которыми также осуществлялось им. Таким образом, он осуществлял обязанности, которые не дают права на льготное исчисление стажа.
Из архивной справки от 02.06.2010 года, выданной ОГУ “Государственный архив Ульяновской области” по начислениям заработной платы Сафина Р.Д., следует, что в период февраль-март, июль-декабрь 1995 года, полностью 1996, 1997, 1998 год начисления заработной платы не производились, поскольку имел место административный отпуск.
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 “О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет”, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Исходя из этого, в соответствии с действующим пенсионным законодательством период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (административный отпуск) не подлежит включению в специальный стаж.
При изложенных выше обстоятельствах суд не находит оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ответчиком зачтен в специальный стаж Сафину Р.Д. по Списку № 2 период работы продолжительностью 5 лет 11 месяцев 13 дней.
24.10.2011 года Сафину Р.Д. исполнилось 55 лет.
Таким образом, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев в возрасте 55 лет, Сафин Р.Д. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ”, в силу чего в удовлетворении иска в части назначении досрочной пенсии ему также следует отказать.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Другие требования истцом не заявлялись и предметом рассмотрения не были.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сафина Р.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме 20 марта 2012 года