Дело № 2-65/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 марта 2012 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
с участием помощника прокурора
Ульяновского района Ульяновской области Д.Н. Медкова,
при секретаре И.В. Малюга,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения прокуратурой Ульяновского района проверки соблюдения МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области требований законодательства о дорожной деятельности, было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.2, 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Устава МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на 41 автомобильную дорогу, стоящую на балансе поселения, МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области не зарегистрировано. Оформление права собственности муниципальных образований на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов необходимо для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в том числе и по обеспечению безопасности дорожного движения. Нарушение вышеуказанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог. Круг лиц, чьи права могут быть затронуты нарушением федерального законодательства, определить не представляется возможным. Просит признать бездействие МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязать зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, установить МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области срок исполнения решения суда до 01.09.2012 года.
Помощник прокурора Ульяновского района Медков Д.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Ульяновского района поддержал, согласившись с тем, что исполнить решение суда в срок до 01.09.2012 года ввиду того, что бюджет МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области является дефицитным, действительно сложно, поэтому просил срок исполнения решения суда установить на усмотрение суда.
Представитель ответчика МУ “Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области Еремина О.С. исковые требования признала, пояснив, что в реестре муниципальной собственности МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области находятся 25 автомобильных дорог, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке. Просила установить срок исполнения решения суда до 01.01.2014 года, поскольку в уже принятом бюджете МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области средства на эти цели не предусмотрены. Бюджет МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области является дефицитным и каких-либо денежных поступлений в течение текущего года не предвидится. Исходя из имеющихся финансовых возможностей, средства на указанные цели возможно будет предусмотреть в бюджете на следующий финансовый год и в течение 2013 года постепенно исполнить решение суда.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 8 ст. 6 указанного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Часть 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Установлено, что в реестре муниципальной собственности МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области находятся 25 автомобильных дорог, которые переданы в собственность МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области распоряжениями Главы МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 15.12.2005 года № 1476-р и от 20.06.2006 года № 904-р.
Согласно ответа из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области право на дороги общего пользования МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
В соответствии с п. 5 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Часть 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 8 Устава МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно ст. 33 Устава МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.
В соответствии со ст. 34 Устава МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к полномочиям администрации относится ведение реестра муниципального имущества, управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Таким образом, установлено, что МУ «Администрация МО “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области не исполняет предусмотренную законодательством обязанность по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации в отношении автомобильных дорог поселения.
Суд приходит к выводу, что не исполнение указанной обязанности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.
В силу ст.12 Федерального закона «"О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Согласно ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в числе прочего, относятся:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
Частью 18 статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведение классификации автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150) определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.п.2 и 3 указанного Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150).
Таким образом, оформление на автомобильную дорогу права муниципальной собственности повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия дороги указанным условиям привести ее в надлежащее состояние.
Поскольку спорные автомобильные дороги используются неопределенным кругом лиц, то не оформление на нее права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, содержание автомобильной дороги осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что не оформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги (государственная регистрация), расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом длительности процедуры оформления права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным установить для этого срок до 01.09.2012 года.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения “Администрация Муниципального образования “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов.
Обязать Муниципальное учреждение “Администрация Муниципального образования “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в срок до 1 сентября 2012 года зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности Муниципального образования “Тимирязевское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Э.Р. Касымова
Решение принято в окончательной форме 16 марта 2012 года