№ 2-113/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 апреля 2012 года р.п.Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мяльдзиной С.Н.,
при секретаре Сяськиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпаковой Л.П., действующей в интересах несовершеннолетних К.Н.С. и К.Т.С., к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** и *** о признании права собственности на денежные средства в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Колпакова Л.П., действуя в интересах несовершеннолетних К.Н.С. и К.Т.С., обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о признании права собственности на денежные средства в порядке наследования.
В обоснование иска указала, что её сын К.С.В. состоял в браке с К.С.А., и от этого брака у них имеется двое детей, Наталья, *** года рождения, и Татьяна, *** года рождения. Её сын умер ***. Сноха К.С.А. 17 ноября 2011 года была признана инвалидом 1 группы по онкозаболеванию и 31 декабря 2011 года умерла. 30 декабря 2011 года в их адрес пришло сообщение из пенсионного фонда с предложением явиться для оформления пенсии, чего К.С.А. сделать не могла по причине смерти. С 10 января 2012 года она неоднократно обращалась в пенсионный фонд с просьбой выдать ей пенсию снохи, так как она является законным представителем несовершеннолетних внучек, а последние соответственно наследники первой очереди. Но в пенсионном фонде ей отказали в связи с тем, что отсутствует заявление К.С.А. о назначении ей пенсии. Просит признать за несовершеннолетними К.Т.С. и К.Н.С. право собственности в порядке наследования на выплату пенсии К.С.А. за период с 17 по 31 ноября 2011 г.
Истица в судебном заседании свои требования поддержала, уточнив, что просит признать за несовершеннолетними внучками право собственности в порядке наследования на выплату пенсии их матери К.С.А. за период с 17 ноября по 31 декабря 2011 года. Дополнительно суду пояснила, что справка об установлении инвалидности 1 группы К.С.А. была получена по почте. Извещение из пенсионного фонда о необходимости оформления пенсии по инвалидности они получили только 30 декабря 2011 года, а 31 декабря сноха – К.С.А., умерла. В пенсионном фонде ей объяснили, что извещение было направлено Колпаковой 23 декабря 2011 года, но по штемпелю на конверте видно, что письмо было отправлено 29 декабря. Считает, что пенсионный фонд несвоевременно известил их о необходимости обращения за назначением пенсии. О том, что можно было обратиться с заявлением о назначении пенсии после получения справки об инвалидности, не дожидаясь извещения пенсионного фонда, они не знали.
Представитель ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в отзыве на иск просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица – отдел опеки и попечительства администрации МО «Ульяновский район и г.Новоульяновск» Ульяновской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
В соответствии с п.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденном постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 г. № 17/19 пб (далее Правила), граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Правила не закрепляют обязанность ПФР истребовать у граждан заявления для назначения пенсии.
Согласно свидетельству о заключении брака, К.С.В. и К.С.А. вступили в зарегистрированный брак 09 октября 1993 года. После заключения брака жене присвоена фамилия Колпаковой.
Родителями в свидетельствах о рождении К.Н.С., 08.07.1994 г.р., и К.Т.С., 05.05.1998 г.р., указаны К.С.В. и К.С.А..
Как следует из свидетельств о смерти, К.С.В. умер 03 мая 2005 года.
Из справки серии МСЭ-2011 ***, выданной 22 ноября 2011 года, усматривается, что К.С.А. с 17 ноября 2011 года установлена первая группа инвалидности. Следовательно, с указанного времени у К.С.А. возникло право на обращение за пенсией.
Как следует из свидетельства о смерти, К.С.А. умерла 31 декабря 2011 года.
В силу ст.1142 ГК РФ К.Н.С. и К.Т.С. после умершей матери К.С.А. являются наследниками первой очереди по закону.
Из представленных суду документов усматривается, что приглашение о необходимости явки в пенсионный фонд для оформления заявления о назначении пенсии по инвалидности, получено К.С.А. 30 декабря 2011 года. Судом установлено, что с заявлением о назначении пенсии по инвалидности ни К.С.А., ни её представитель, в пенсионный фонд не обращались, заявление о назначении пенсии по инвалидности не было ими отправлено и по почте.
Из указанных выше положений следует, что порядок назначения пенсии носит заявительный характер, поэтому ПФР не вправе назначить трудовую пенсию по инвалидности, если не получено заявление о выплате этой пенсии.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Учитывая, что ни К.С.А., ни её представитель, с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в пенсионный фонд не обращались, не начисленная пенсия не может считаться как недополученная сумма пенсии, и соответственно не может быть включена в состав наследственного имущества. Следовательно, несовершеннолетние К.Т.С. и К.Н.С. законных оснований для признания за ними права собственности на указанную пенсию в порядке наследования не имеют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Колпаковой Л.П., действующей в интересах несовершеннолетних К.Н.С. и К.Т.С., о признании права собственности на пенсию в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Н.Мяльдзина
Мотивированное решение изготовлено: 16 апреля 2012 года