Дело № 2-124/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2012 года р.п.Ишеевка
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,
с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Гафурова Р.Р.,
при секретаре Хусаиновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» о признании бездействия незаконным, обязывании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» о признании бездействия незаконным, обязывании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование иска указал, что 12.03.2012 прокуратурой района совместно со специалистом Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе в деятельности Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» (далее – ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник») проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение п. 2.3.2 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (далее - СанПиН 2.4.1201-03) поверхность потолка в помещении пищеблока имеет трещины, что не позволяет проводить его уборку (мытье) и дезинфекцию; имеются следы протечки кровли в спальной № 15. В нарушение п. 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 полы в варочном цехе имеют щели и дефекты. Согласно п. 1.3. СанПиН 2.4.1201-03 названные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией специализированных учреждений для несовершеннолетних, воспитанием и обучением детей и подростков. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Пунктом 1.3. Устава ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» (далее – Устав) предусмотрено, что финансирование деятельности учреждения осуществляется из областного бюджета Ульяновской области главным распорядителем средств в пределах бюджетной сметы, утвержденной на текущий год. В силу требований ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Из пунктов 1.4., 1.5. Устава следует, что учредителем Учреждения и собственником его имущества является Ульяновская область; функции и полномочия учредителя ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» от имени Ульяновской области осуществляет Министерство труда и социального развития Ульяновской области; ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» находится в ведении учредителя, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ульяновской области. В соответствии с п. 1.8. Устава ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения от имени Ульяновской области несет его Учредитель. Согласно ч. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. В развитие данной нормы п. 1.7. Устава предусмотрено, что ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах любой юрисдикции. Данное исковое заявление предъявлено прокурором Ульяновского района в порядке ст. 45 ГПК РФ и в интересах неопределенного круга лиц, посещающих данное социальное учреждение. Просит признать незаконным бездействие Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка», выразившееся в допущении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» в срок до 01.12.2012 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- помещение пищеблока Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» привести в соответствие с СанПиН 2.4.1201-03 (полы в варочном цехе пищеблока привести в соответствие с п. 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03, поверхность потолка помещения пищеблока привести в соответствие с п. 2.3.2 СанПиН 2.4.1201-03);
- в спальном корпусе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» устранить протечку кровли над спальной № 15.
В судебном заседании помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Гафуров Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме. Суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» Фролова Л.Н. в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском согласна, просит установить срок для устранения нарушений до 01.12.2012г.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном суду заявлении указал, что Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» обратилось в Министерство с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Министерством принято решение о выделении денежных средств и готовится запрос на выделение необходимых средств из федерального бюджета. В связи с тем, что денежные средства еще не поступили, а также процедура заключения государственных контрактов занимает не менее 2-х месяцев, кроме того, проведение работ займет не мало времени, просят предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2012г.
Третье лицо Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, изучив и оценив материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Ульяновского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг и т.д.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 1.3. Устава ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник» (далее – Устав) предусмотрено, что финансирование деятельности учреждения осуществляется из областного бюджета Ульяновской области главным распорядителем средств в пределах бюджетной сметы, утвержденной на текущий год.
В силу требований ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из Устава Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» следует, что целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий по социальному обслуживанию населения.
Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 12.03.2012г. прокуратурой района совместно со специалистом Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе в деятельности Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» (далее – ОГКУСО «ДДИ для ГУОД «Родник») проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2.3.2 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (далее - СанПиН 2.4.1201-03) поверхность потолка в помещении пищеблока имеет трещины, что не позволяет проводить его уборку (мытье) и дезинфекцию; имеются следы протечки кровли в спальной № 15; в нарушение п. 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 полы в варочном цехе имеют щели и дефекты.
Указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные 12.03.2012г., представителем ответчика не оспариваются.
Согласно п. 1.3. СанПиН 2.4.1201-03 названные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией специализированных учреждений для несовершеннолетних, воспитанием и обучением детей и подростков.
Как установлено в судебном разбирательстве, в настоящее время решается вопрос о выделении денежных средств на устранение нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Невыполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную опасность причинения вреда здоровью граждан, причинения ущерба государства.
В связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая порядок финансирования учреждения, процедуру заключения государственных контрактов суд считает, что исполнение решения суда подлежит в срок до 01 декабря 2012г.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка», выразившееся в допущении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- помещение пищеблока Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» привести в соответствие с СанПиН 2.4.1201-03 (полы в варочном цехе пищеблока привести в соответствие с п. 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03, поверхность потолка помещения пищеблока привести в соответствие с п. 2.3.2 СанПиН 2.4.1201-03);
- в спальном корпусе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» устранить протечку кровли над спальной № 15.
Исполнение решения суда подлежит в срок до 01 декабря 2012г.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья: И.Г.Трубачева