Дело № 2-153/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 мая 2012 г. р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Мяльдзиной С.Н.,
с участием помощника прокурора Ульяновского района Медкова Д.Н.,
при секретаре Сяськиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности, в срок до 01.09.2012 г. указав, что в ходе проверки по соблюдению требований законодательства о дорожной деятельности установлено, что в нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.2, 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Устава муниципального образования «Большеключищенское сельское поселение», ст.131 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», МУ «Администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» не зарегистрировано право собственности на 76 автомобильных дорог, стоящих на балансе поселения. Вместе с тем, оформление права собственности муниципальных образований на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, необходимо для осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в том числе по безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Медков Д.Н. исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» Ровнова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на территории области действует Закон Ульяновской области от 06.12.2006 N 185-30 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области". В приложениях к вышеуказанному закону имеется перечень имущества, в том числе и некоторых автомобильных дорог, закрепленных за муниципальными образованиями. В связи с чем, регистрация автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципальных образований, не требуется. Просила учесть, что на оформление права собственности на автомобильные дороги в границах поселения потребуется около 2 миллионов рублей, таких денег в бюджете поселения нет. Отсутствие государственной регистрации на автомобильные дороги общего пользования не создает препятствий для реализации вопроса местного значения, так как ежегодно из бюджета МО «Большеключищинское сельское поселение» выделяются денежные средства на ремонт дорог поселения. Прокурор в нарушение ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не указал, какие конкретно права и законные интересы общества были нарушены, просила в иске отказать.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя Ровнову О.В., прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (в ред. от 28.11.2011 г.) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу статей 2, 4 и 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переход или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с п. 5 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезд, автомобильные дороги, набережные, парки, скверы, сады, бульвары, водные объекты и другие объекты) не подлежат отчуждению.
Пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право собственности поселения на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Часть 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Согласно п.п. 5 ч.1 ст. 8 Устава МО «Большеключищинское сельское поселение» к вопросам местного значения муниципального образования относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транпортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно ст. 33 Устава МО “Большеключищинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.
В соответствии со ст. 34 Устава МО “Большеключищинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к полномочиям администрации относится ведение реестра муниципального имущества, управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Постановлением Главы администрации МО «Большеключищинское сельское поселение» от 25.01.2012 г. *** утвержден перечень автомобильных дорог МО «Большеключищинского сельского поселения» право собственности на которые до настоящего времени не зарегистрировано.
Таким образом, установлено, что администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» не исполняет предусмотренную законодательством обязанность по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации на автомобильные дороги.
В рамках осуществления прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также законодательства о муниципальной собственности, выявлено бездействие администрации МО «Большеключищинское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области права на дороги общего пользования МО «Большеключищинское сельское поселение» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
Суд приходит к выводу, что не исполнение указанной обязанности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.
Так, в силу ст.12 Федерального закона «"О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Согласно ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в числе прочего, относятся:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
Частью 18 статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведение классификации автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
В соответствии с п.6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150) определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.п.2 и 3 указанного Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150).
Таким образом, оформление на автомобильную дорогу права муниципальной собственности повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия дороги указанным условиям привести ее в надлежащее состояние.
Поскольку автомобильные дороги МО «Болльшеключищинского сельского поселения» используются неопределенным кругом лиц, то не оформление на них права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, содержание автомобильных дорог осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что не оформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Администрациией МО «Большеключищинского сельского поселения» не исполняется обязанность, как собственника, оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Суд считает, что отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, то есть государственная регистрация, расположенных в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Ульяновского района Ульяновской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом длительности процедуры оформления права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным установить срок до 01 ноября 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах МО «Большключищинское сельское поселение», незаконным.
Обязать администрацию МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах МО «Большеключищинское сельское поселение», включенных в реестр муниципальной собственности МО «Большеключищинское сельское поселение», в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в срок до 01 ноября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н.Мяльдзина
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2012 года