об обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июня 2012 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи      Э.Р. Касымовой,

с участием старшего помощника прокурора

Ульяновского района Ульяновской области Е.А. Тульчанской,

при секретаре                     А.В. Паршиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения прокуратурой Ульяновского района проверки соблюдения МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области требований законодательства о дорожной деятельности, было выявлено, что в реестре муниципальной собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области находятся автомобильные дороги, которые переданы в собственность МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области распоряжением Главы Администрации МО “Ульяновский район” Ульяновской области от 11.10.2005 года. Вместе с тем, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области право собственности на дороги общего пользования МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области не зарегистрировано. Неисполнение обязанности по оформлению права муниципальной собственности в органе государственной регистрации в отношении автомобильных дорог поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие надлежащего оформления права собственности препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам. Просит признать бездействие МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязать зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, установить МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области срок исполнения решения суда до 01.11.2012 года.

Старший помощник прокурора Ульяновского района Тульчанская Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Ульяновского района поддержала, сославшись в обоснование исковых требований на доводы, приведенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что документов по строительству автомобильных дорог не имеется. Полномочия по вопросу земельных отношений переданы МУ “Администрацией МО “Ульяновский район” Ульяновской области специально созданному учреждению – МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновский район” Ульяновской области, в который заявки на формирование земельного участка, занятыми дорогами, не поступало. Работы по формированию земельного участка не проводились, на кадастровый учет дороги не ставились. Помимо Акта приема передачи от 05.01.2006 года, которым МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области передало имущество, в том числе и автомобильные дороги, в собственность МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, имеется Закон Ульяновской области от 06.12.2006 года № 185-ЗО “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области”, Приложением 140 которого утвержден Перечень имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение”. На основании данного Закона Совет депутатов МО “Зеленорощинское сельское поселение” приняло решение от 13.12.2007 года № 44, которым утвердило соответствующий Перечень имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение”. В данных перечнях содержатся следующие автомобильные дороги: асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1988), дороги благоустроенные (год ввода в эксплуатацию- 1990), асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1989), дорога, площадка к котельной (год ввода в эксплуатацию- 1985), покрытие дорог котельной (год ввода в эксплуатацию- 1984), покрытие дорог и площадок (год ввода в эксплуатацию- 1984), дороги, площадки (год ввода в эксплуатацию- 1985).

Представитель ответчика МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В первоначальном отзыве на иск выражал свое несогласие с исковыми требованиями, поскольку в бюджете на 2012 год не были предусмотрены средства на оформление документов о праве собственности на автомобильные дороги. В последующем отзыве иск признали, просив установить срок для исполнения требований прокурора до 01.02.2013 года. Также указали, что каких-либо документов на строительство дорог у них не имеется, на кадастровый учет автомобильные дороги не поставлены.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области Ибраев И.Н. исковые требования не признал, пояснив, что не отрицает того обстоятельства, что действующее законодательство содержит требование о государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги. Перечень имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение”, утвержденный Законом Ульяновской области от 06.12.2006 года № 185-ЗО “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области”, размыт и требует конкретизации в части указания индивидуализирующих признаков объектов недвижимости. Общее количество автомобильных дорог внутри поселения гораздо больше. Регистрация права собственности на автомобильные дороги потребует предварительного оформления паспортов на автомобильные дороги и, как следствие, значительные денежные затраты, в то время как финансовые средства на эти цели в бюджете МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области на 2012 год не предусмотрены.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав старшего помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу п. 8 ст. 6 указанного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Часть 5 статьи 51 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусматривает обязанность ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Установлено, что автомобильные дороги переданы МУ “Администрация МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области актом приема-передачи от 05.01.2006 года МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области из собственности МО “Ульяновский район” Ульяновской области.

Помимо Акта приема передачи от 05.01.2006 года, которым МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области передало имущество, в том числе и автомобильные дороги, в собственность МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, имеется Закон Ульяновской области от 06.12.2006 года № 185-ЗО “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области”, Приложением 140 которого утвержден Перечень имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение”. На основании данного Закона Совет депутатов МО “Зеленорощинское сельское поселение” приняло решение от 13.12.2007 года № 44, которым утвердило соответствующий перечень имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение”.

В данных перечнях содержатся следующие автомобильные дороги: асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1988), дороги благоустроенные (год ввода в эксплуатацию- 1990), асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1989), дорога, площадка к котельной (год ввода в эксплуатацию- 1985), покрытие дорог котельной (год ввода в эксплуатацию- 1984), покрытие дорог и площадок (год ввода в эксплуатацию- 1984), дороги, площадки (год ввода в эксплуатацию- 1985). Иным образом данные объекты недвижимости не индивидуализированы.

Согласно ответа на запрос из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области право на автомобильные дороги общего пользования МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Часть 1 статьи 4 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 8 Устава МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст. 33 Устава МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии со ст. 34 Устава МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области к полномочиям администрации относится ведение реестра муниципального имущества, управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Вместе с тем, согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением соответствующих норм и правил.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимо имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Таким образом, право собственности на дорогу как самостоятельный объект может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона и сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости.

В рассматриваемом случае, в Акте приема-передачи имущества от 05.01.2006 года значится асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1988), дороги благоустроенные (год ввода в эксплуатацию- 1990), асфальтная площадь (год ввода в эксплуатацию- 1989), дорога, площадка к котельной (год ввода в эксплуатацию- 1985), покрытие дорог котельной (год ввода в эксплуатацию- 1984), покрытие дорог и площадок (год ввода в эксплуатацию- 1984), дороги, площадки (год ввода в эксплуатацию- 1985).

Аналогичные сведения о дорогах содержатся в Перечне имущества, принадлежащего на праве собственности МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области, являющемся Приложением 140 к Закону Ульяновской области “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области” от 06.12.2006 года № 185-ЗО.

Документов по строительству дорог суду не представлено. Ни одна дорога в границах МО “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области на кадастровый учет не поставлена, что следует из уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 09.06.2012 года № 73-02/2012-69255.

Таким образом, ни одна дорога не индивидуализирована, т.е. не обладает характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению “Администрация Муниципального образования “Зеленорощинское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, включенные в реестр муниципальной собственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Э.Р. Касымова

Решение принято в окончательной форме 18 июня 2012 года