Дело № ***(1)/2010 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 мая 2010 года р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой, при секретаре Е.Е. Десимон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцук Н.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в ... районе и г. ... о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии У С Т А Н О В И Л: Яцук Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в ... районе и г. ... о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии, указывая, что ответчиком не включены в специальный стаж периоды ее работы с 20.10.1999г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999г. по 31.03.2003г. в должности врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 1.04.2003г. по 22.04.2004г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 23.04.2004г. по 31.07.2004г. в должности врача-терапевта сан. «***» ОАО «***», с 1.08.2004г. по 31.12.2006г. и с 1.01.2007г. по 26.10.2009г. в должности врача-гастроэнтеролога сан. «***» ОАО «***». Отказ во включении периода работы с 20.10.1999г. по 31.10.1999г. мотивирован тем, что страхователем в указанный период не подтвержден льготный характер ее работы. Остальные периоды не включены в связи с тем, что санатории не имеют профиля, предусмотренного Списком, утвержденным Постановлением Правительства № 1066 от 22.09.1999 года и Списком, утвержденным Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Она с данным отказом не согласна, поскольку санаторий им. *** и сан. «***» являются многопрофильными, в них осуществляется лечение заболеваний органов дыхания, болезней опорно-двигательной системы, лечение и профилактика заболеваний нервной системы. Санатории имеют лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. Медицинская деятельность регламентируется федеральными стандартами по оказанию санаторно-курортной помощи. Санаторно-курортные учреждения входят в номенклатуру учреждений здравоохранения. Из-за отсутствия требуемого стажа ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просит включить спорные периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с 27.10.2009 года. В дальнейшем истица дополнила исковые требования в связи с тем, что ответчиком было пересмотрено ранее принятое в отношении нее решение о включении в специальный стаж периодов работы и из ее стажа исключен период ее работы с 7.04.1995 года по 19.10.1999 года в должности врача-терапевта сан. им. *** по причине того, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Она не согласна с указанным решением, поскольку санатории входят в номенклатуру учреждений здравоохранения, осуществляют лечебную деятельность, подтверждением чему является лицензия. Просит включить в специальный стаж также период работы с 7.04.1995 года по 19.10.1999 года. Истица Яцук Н.А. в судебном заседании иск поддержала, приведя в обоснование те же доводы, а также пояснив, что сан. им. *** и сан. «***» осуществляют лечение заболеваний органов дыхания, болезней опорно-двигательной системы, лечение и профилактику заболеваний нервной системы, о чем свидетельствуют статистические данные о прохождении лечения больных с конкретными (профильными) заболеваниями, наличие необходимого оборудования и штата для лечения таких больных, имеющиеся природные факторы для лечения названных заболеваний. Ориентируясь на федеральные стандарты по оказанию санаторно-курортной помощи, в санаториях разработаны свои стандарты с учетом возможностей санатория и имеющейся лечебной базы. Представитель ответчика УПФ РФ в ... районе и г. ... Галкина Ю.П. иск не признала, пояснив, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, сан. им. *** и сан. «***» не имеют соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781. Представитель третьего лица на стороне ответчика ОАО “***” Кудашева Е.П. исковые требования поддержала, пояснив, что сан. им. *** и сан. «***» ОАО “***” являются учреждениями здравоохранения. Основным видом деятельности санаториев является санаторно-курортная деятельность. С момента образования ОАО “***” имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, выдаваемую на определенный срок. Санатории являются многопрофильными, что подтверждается разрешенными видами медицинской деятельности, перечисленными в приложении к лицензии. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Яцук Н.А. с 1.08.1984 года работала в сан. им. *** на различных должностях. В период времени с 7.04.1995 года по 31.03.2003г. она работала в должности врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 1.04.2003г. по 22.04.2004г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 23.04.2004г. по 31.07.2004г. в должности врача-терапевта сан. «***» ОАО «***», с 1.08.2004г. по 31.12.2006г. и с 1.01.2007г. по настоящее время работает в должности врача-гастроэнтеролога сан. «***» ОАО «***». 27.10.2009 года Яцук Н.А. обратилась в УПФ РФ в ... районе и г. ... с заявлением о назначении пенсии, однако ей решением, принятым 20.11.2009 года в этом было отказано, при этом в специальный стаж не зачтены периоды с 20.10.1999г. по 31.10.1999г. и с 1.11.1999г. по 31.03.2003г. в должности врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 1.04.2003г. по 22.04.2004г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***», с 23.04.2004г. по 31.07.2004г. в должности врача-терапевта сан. «***» ОАО «***», с 1.08.2004г. по 31.12.2006г. и с 1.01.2007г. по 26.10.2009г. в должности врача-гастроэнтеролога сан. «***» ОАО «***». Решением от 4.05.2010 года также не включен период работы с 7.04.1995г. по 19.10.1999г. Указанные периоды работы не включены в стаж с указанием на то, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, сан. им. *** и сан. «***» не имеют соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781. До 1.11.1999г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Список, утвержденный данным постановлением, предусматривал включение в стаж, дающий право на выслугу лет, работы в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности, соответственно профиль санатория на тот момент не имел определяющего значения. Впервые указание на наличие соответствующего профиля санатория, дающего право на пенсию по выслуге лет, введено постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066, вступившего в силу с 1.11.99г. В дальнейшем указание на наличие соответствующего профиля санатория было сохранено в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781. В указанных Списках названы санатории для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Согласно Положению о сан. им. *** для взрослых, утвержденному постановлением коллегии Ульяновского областного совета по управлению курортами профсоюзов от *** года санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения и почек нетуберкулезного характера, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные воды, климат и т.д.) в сочетании с физиотерапией и лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими средствами. Данный профиль остается основным до настоящего времени, о чем свидетельствует Стандарт (паспорт) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «***»- сан. им. *** и сан. «***» 2003 года, в котором в качестве основного профиля указаны урологические и гастроэнтерологические заболевания, которые не названы в Списках учреждений- санатории с соответствующими профилями, утвержденных постановлением Правительства № 1066 и № 781. Указанный Стандарт (паспорт) утвержден приказом Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 21.05.2003 года № 351. В представленных учредительных документах: в Уставе АООТ «***» 1992 года (п. 1.4), в Уставе ОАО «***» (новая редакция 1997г.) (п. 2.2), в Уставе ОАО «***» (третья редакция 2002г.) (п. 1.8), в Уставе ОАО «***» (четвертая редакция 2006г.) (п. 1.8), в Положении о филиале ОАО «***» сан. им. *** от 1995г. (п. 1.3), в Положении о филиале ОАО «***» сан. им. *** от 2002г. (п. 2.1), в Положении о филиале ОАО «***» сан. им. *** (вторая редакция 2004г.) (п. 2.1), в Положении о филиале ОАО «***» сан. «***» от 1995г. (п. 1.3), в Положении о филиале ОАО «***» сан. «***» от 2002г. (п. 2.1), в Положении о филиале ОАО «***» сан. «***» (вторая редакция 2004г.) (п. 2.1), в качестве основных видов деятельности названо оказание санаторно-курортных и сопутствующих им услуг, без указания на профиль санатория. Указание в Стандарте (паспорте) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «Ульяновсккурорт»- сан. им. *** и сан. «***» 2003 года на дополнительный профиль: лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний дыхательной системы, заболеваний сердечно-сосудистой системы, гинекологических заболеваний, заболеваний ЛОР- органов неинфекционного характера, нарушения обмена веществ и других, не позволяет отнести санаторий к числу названных в Списке, утвержденном постановлением Правительства № 1066 и Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781, специальных санаториев, поскольку работа в них в силу специфики лечения заболеваний отличается от работы в санатории общего профиля, каким являются сан. им. *** и сан. «***». Указанные направления лечения не являются основными и не свидетельствуют о специальной направленности санатория. Не могут свидетельствовать о наличии необходимого профиля санаториев и данные о прохождении лечения в санатории больных с заболеваниями дыхательной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, психоневрологических и гематологических больных, что подтверждено справками о составе выбывших больных за 2000-2009г.г., поскольку процент таких больных в сравнении с общим количеством отдохнувших и получивших лечение в санатории за каждый год незначителен. Так, в 2000-2004г.г. процент больных санатория им. *** с основным диагнозом болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани составил соответственно 9,4%; 6,4%; 10,3%; 10,5%; 12,2%; болезни системы кровообращения 5,9%; 2,8%; 2,3%; 3,01%, 7,4%; болезни нервной системы 0,89%; 0,64%; 0,21%; 0,9%; 1,15%. В то же время в тот же период 2006-2009г.г. процент больных санатория им. *** с основным диагнозом болезни органов пищеварения составил соответственно 57%; 63,16%; 70,3%; 63%; 52,5%; с болезнями мочеполовой системы 22,2%; 24%; 23%; 25%, 20,6%, что свидетельствует о направленности санатория на лечение урологических и гастроэнтерологических заболеваний. В 2006-2009г.г. процент больных санатория «***» с основным диагнозом болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани составил соответственно 4,5%; 5,5%; 6,6%; 11%; болезни системы кровообращения 3,3%; 3%; 3,4%; 6,1%, болезни нервной системы 0,2%; 1,4%; 1,4%; 2,2%. В то же время в тот же период 2006-2009г.г. процент больных санатория «***» с основным диагнозом болезни органов пищеварения составил соответственно 23%; 28%; 28%; 22%; с болезнями мочеполовой системы 32%; 32%; 30%; 28,6%, с болезнями желчного пузыря, мочевыводящих путей и поджелудочной железы 24%; 24%; 22%; 19%, что свидетельствует о направленности санатория на лечение урологических и гастроэнтерологических заболеваний. В связи с изложенным, факт наличия у санаториев им. *** и «***» различных программ лечения, в том числе заболеваний костно-мышечной системы, заболеваний нервной системы, невротических расстройств и т.д., не является определяющим. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой даны определения основных понятий, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Исходя из этого, документы по лицензированию деятельности санаториев, также не свидетельствуют о наличии у санаториев специального профиля, а лишь являются документами, разрешающими санаториям осуществлять данные виды деятельности. Таким образом, давая анализ указанным документам, суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что в санаториях и осуществлялась работа по лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ревматизмом, гематологических, психоневрологических больных, этот факт не может свидетельствовать о наличии у санаториев соответствующего профиля. Утверждение Советом директоров ОАО «***» в 2010 году третьей редакции Положения о филиале ОАО «***» «Санаторий им. ***» и Положения о филиале ОАО «***» Санаторий «***», в которых в п. 2.1 указывается на то, что санатории предназначены для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологии, органов дыхания и многими другими, внесение изменений и дополнений в Устав ОАО «***», содержащих указание на многопрофильность здравниц, по своей сути ничего не меняет. Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста только для тех лиц, которые осуществляли работу в должности и учреждении, предусмотренных Списком 1999 года (позднее 2002 года) именно с учетом характера и условий выполняемой работником лечебной или иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию. Нельзя приравнять трудовую деятельность медицинского работника, осуществляющего трудовую деятельность в санатории определенного (специального) профиля, который создан с учетом специфики труда и профессиональных навыков лиц, осуществляющих в нем свою трудовую деятельность, к санаторию общего профиля, в котором осуществляет свою трудовую деятельность истица. Дифференциация по профилю и задачам деятельности учреждений санаториев (курортов), предусмотренных Списками 1999 и 2002 г.г., не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Эта дифференциация допустима, объективно оправдана и обоснована законодателем. Утвердив, как определено законом, именно список профессий и должностей, Правительство РФ правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках закона определять круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет. Данный вывод был сделан в постановлении Президиума Верховного суда РФ от 26.06.2002 года № 173пв01 в отношении Списка, утвержденного постановлением правительства № 463 в части наименования учреждений, что аналогично рассматриваемой ситуации. Наличие у истицы сертификатов по специальности “Терапия” на выводы суда не влияют. Поскольку истцом не предоставлено доказательств тому, что санаторий им. *** и санаторий «***» являются санаториями соответствующего профиля, то не включение в специальный стаж истцу периодов работы в санатории им. *** и в санатории «***» ОАО “***” после 1.11.1999 года по названному мотиву является правильным. В то же время, не включение в специальный стаж истцу периода работы в сан. им. *** ОАО «***» с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. суд считает необоснованным. Согласно Письму Минтруда РФ и ПФР от 29.09.2000г. № 3948/1-17, 06-25/8625 установлено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1.11.99г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3.11.99г. № 395. Этим же Письмом установлено, что данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1.11.99г. В номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.11.1999г. № 395 в подразделе 1.7 «Санаторно-курортные учреждения» раздела 1 «Лечебно-профилактические учреждения» указаны санатории (курорты). С учетом Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, действовавшего до 1.11.1999 года, предусматривавшего включение в стаж, дающий право на выслугу лет, время работы, в частности в должности врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исковые требования о включении периода работы истицы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. должны быть удовлетворены. Ссылка ответчика на невозможность включения периода работы с 20.10.1999г. по 31.10.1999г. в связи с не подтверждением льготного периода работы, также является необоснованной. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г.) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, за которых он уплачивает страховые взносы. Учитывая, что обязанность по предоставлению индивидуальных сведений с указанием кода льготной профессии в Пенсионный фонд возложена на страхователя, т.е. предприятие, учреждение, организацию, истица лишена возможности регулирования взаимоотношений по предоставлению указанных сведений в Пенсионный фонд РФ, т.к. не является в создавшейся ситуации субъектом правоотношения. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является самостоятельным нормативным актом, устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Участниками правоотношений являются органы пенсионного фонда и страхователи. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», в свою очередь, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. По этой причине никакие другие законы не могут ограничивать право лица на назначение досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и ставить данное право лица в зависимость от представления страхователем индивидуальных сведений с указанием специального стажа в Пенсионный фонд. С учетом включения в стаж истцу периода работы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г., специальный стаж истца составляет менее необходимых 25 лет работы в сельской местности и менее 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа. В связи с отсутствием необходимого стажа, в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии должно быть отказано. Р Е Ш И Л: Исковые требования Яцук Н.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в ... районе и г. ... о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в ... районе и г. ... включить в специальный стаж Яцук Н.А. периоды работы с 7.04.1995г. по 31.10.1999г. в должности врача-терапевта сан. им. *** ОАО «***». В удовлетворении оставшейся части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней. Решение изготовлено: 24 мая 2010 года