Дело № 2-159(1)/2010 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 мая 2010 года р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи И.Г. Трубачевой при секретаре И.В.Вашуриной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛА: Прохорова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что протоколом *** от ***г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Данное решение мотивировано невозможностью включения в педагогический стаж периода работы с 01.11.1999г. по 23.08.2009г. в должности директора МОУ дополнительного образования «...», так как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Данное решение считает незаконным, поскольку ее должность в Списке указана, педагогический стаж превышает 16 лет и 8 месяцев, имеется факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, поскольку свою работу в ... не прерывала и работала только в образовательных учреждениях. Просила включить в специальный трудовой педагогический стаж период работы с 01.11.1999г. по 23.08.2009г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения, т.е. с 24.08.2009г. В последующем истица Прохорова В.В. исковые требования уточнила, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске включить ей в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с 25.08.1981 г. по 14.08.1982 г. в должности старшей пионервожатой *** средней школы, период работы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в должности директора МОУ дополнительного образования «...», период работы с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...», назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24.08.2009г. Истица Прохорова В.В. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что работала старшей пионервожатой в школе по 36 часов в неделю, полный рабочий день с детьми, основной обязанностью было воспитание детей, обучение, занимались «тимуровской работой», организовывали кружки, проводили зарницы, выпускали стенгазеты, занималась педагогической воспитательной деятельностью. В период работы педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества вела кружки, проводил конкурсы чувашской и татарской культуры, выезжали в область, организовывали походы, однако, работала по 4 часа в неделю. Полностью часы не вырабатывала, надо было работать 18 часов в неделю. Представитель истца Романычева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду в целом дала пояснения аналогичные пояснениям истицы. Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области Галкина Ю.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду показала, что решением Комиссии истице засчитано в специальный стаж 17 лет 2 месяца 9 дней. Период работы с 25.08.1981 г. по 14.08.1982г. в должности старшей пионервожатой в *** средней школе не включается в льготный специальный стаж, не смотря на то, что данная должность и предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением от 1959г., поскольку указанное Постановление предусматривает, что период работы может быть включен, если бы истица отработала в данной должности необходимый стаж, т. е. 25 лет, что следует из Постановления КС РФ от 05.11.2002 г № 320-О. Что касается периода работы истицы в должности директора Дома детского творчества, в протоколе комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан нет разбивки данного периода, но из трудовой книжки видно, что с 11.09.1997г. по 24.01.2006г. Прохорова В.В. работала в должности директора Дома детского творчества, а с 25.01.2006г. по настоящее время она работает в должности методиста и педагога дополнительного образования. В соответствии с Постановлением № 781 ни должность директора, ни должность методиста не дает право на досрочную трудовую пенсию, в связи с чем период работы истицы с 01.11.1999г. не был включен в специальный стаж. Период работы с 01.11.1999г по 24.01.2006г. нельзя включить в специальный стаж, поскольку должность директора не предусмотрена Списком. Период работы в должности педагога дополнительного образования с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. нельзя включить в специальный стаж, поскольку истица в данный период не вырабатывала нормы рабочего времени. Не оспаривает, что истица в спорные периоды работала старшей пионервожатой, директором, педагогом дополнительного образования. Третьи лица МУ «Управление образования» МО «Ульяновский район» Ульяновской области, МОУ дополнительного образования «...» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в предоставленных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как видно из материалов дела, Прохорова В.В. ***г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***г. Прохоровой В.В. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет Прохоровой В.В. составляет 17 лет 2 месяца 9 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999г. по 23.08.2009г. в МОУ ДОД ..., поскольку должность директора не предусмотрена разделом «наименование должностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В части требований истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности старшей пионервожатой *** средней школы с 25.08.1981 г. по 14.08.1982 г. суд приходит к следующему. Как следует из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999. Вместе с тем п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Кроме того, указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Комиссией при Управлении Пенсионного фонда РФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** г. вопрос о включении периода работы Прохоровой В.В. в должности старшей пионервожатой не рассматривался. Из письма Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ульяновской области от ***г. следует, что в педагогический стаж Прохоровой В.В. не засчитан период работы в должности старшей пионервожатой, поскольку данная должность не предусмотрена постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. В судебном заседании установлено, что истица 25.08.1981 г. была назначена старшей пионервожатой в *** среднюю школу Тетюшского района Республики Татарстан; 01.09.1986г. переведена воспитателем группы продленного дня в данной школе; 01.09.1987г. переведена учителем биологии в указанной школе; 25.06.1990г. переведена воспитателем в ясли-сад «...» Ульяновского района Ульяновской области; 11.09.1997г. назначена директором ... учащихся (08.08.2000г. «...» переименован в МОУ дополнительного образования «***»); 25.01.2006г. переведена методистом МОУ дополнительного образования «...»; с 26.01.2006г. по настоящее время работает методистом, педагогом дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «... Факт работы истицы старшей пионервожатой подтверждается справкой школы и не оспаривается ответчиком. Доводы ответчика, что спорный период работы не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку Постановление СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 утратило силу, а в настоящее время должность старшей пионерской вожатой не включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, право на включение периода работы в должности пионервожатой в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959г. № 1397 (т.е. до 01.10.1993г.) она отработала весь требуемый для назначения педагогический стаж-25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением № 1359, суд считает несостоятельными, поскольку оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд считает, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, из Положения «О старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина», утвержденном Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967г., усматривается, что работа старшего пионерского вожатого относится к педагогической работе, старший вожатый имеет право пользоваться правами и льготами, установленными для учителей. Как указано выше, работа в должности штатного пионервожатого подлежала включению в стаж при условии, что учитель либо иной работник просвещения имел не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Данное условие истицей соблюдено. На момент обращения в УПФ РФ с письменным заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» выслуга истицы, даже без учета спорных периодов, составила 17 лет 2 месяца 9 дней. Таким образом, суд считает, что работа истицы в должности старшей пионервожатой с 25 августа 1981 г. по 14 августа 1982 г. подлежит включению в специальный стаж, как того требует закон. В части требований истицы о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в должности директора МОУ дополнительного образования «...» и периода работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...» с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. суд приходит к следующему. Как следует из Списка (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009г.)), в пункт 2 раздела «Наименование должностей» входят должности директора и педагога дополнительного образования, в пункт 2 раздела «Наименование учреждений» включен Дом детского творчества. В то же время пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных этим же Постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Из этого следует, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, работавшим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на 01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. Как установлено в судебном заседании, на 01.01.2001 г. у Прохоровой В.В. имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, данный факт в судебном заседании подтвержден показаниями свидетеля И.С.Х. Кроме того, у Прохоровой В.В. имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, т.е. в указанный период Прохорова В.В. работала в должности директора и педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...». Данное обстоятельство фактически ответчиком не оспаривалось. Свидетели С.В.Ф., З.Н.Д., И.Е.В., А.Л.В., допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, подтвердили, что Прохорова В.В. работала в МОУ дополнительного образования «...» в должности директора, а также и педагога дополнительного образования. В связи с чем период работы истицы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в должности директора МОУ дополнительного образования «...» подлежит включению в специальный стаж. В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...» с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. Согласно п.4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Согласно приложению о продолжительности рабочего времени педагогических работников к постановлению Правительства РФ № 191 от 03.04.2003г. норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) педагогам дополнительного образования устанавливается 18 часов в неделю. Поскольку с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. Прохорова В.В., работая в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...», не вырабатывала норму педагогической нагрузки, то во включении данного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следует отказать. Факт того, что Прохорова В.В. не вырабатывала норму педагогической нагрузки подтверждается справкой МОУ дополнительного образования «...» от 30.03.2010г., тарификационными списками работников, а также не оспаривалось истицей и ее представителем. Анализируя совокупность исследованных в суде доказательств, суд приходит к выводу, что с учетом зачтенных периодов работы Управлением Пенсионного фонда и с учетом спорных периодов работы Прохоровой В.В. в должности пионервожатой и директора ..., у Прохоровой В.В. отсутствует 25-летний стаж педагогической работы, в связи с чем в назначении пенсии следует отказать. Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований, других требований стороны суду не заявили. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прохоровой В.В. удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Прохоровой В.В. период работы с 25 августа 1981 г. по 14 августа 1982 г. в должности старшей пионервожатой ***, период работы с 01 ноября 1999г. по 24 января 2006г. в должности директора МОУ дополнительного образования «...». В части исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 26 января 2006г. по 23 августа 2009г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного образования «...» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 24 августа 2009г. отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: И.Г.Трубачева