именем Российской федерации 13 июля 2010 года р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Л.К. Розановой, с участием заместителя прокурора Т.Х. Ардыхан, при секретаре А.А. Пигаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов и обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов и обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Свои исковые требования истец мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности населения выявлено, что на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, транспортировке, хранении, и захоронении отходов производства и потребления и иных опасных веществ. Согласно действующего экологического законодательства запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Опасными признаются отходы, в том числе отходы, которые содержат вредные вещества. Обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокореакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную и потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Твердый бытовой мусор населения, производственный мусор, отходы древесины и других материалов, жидкие бытовые и другие коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и являются опасными отходами. Однако, в нарушение требований законов на территории МО «Ишеевское городское поселение» допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления. Проведенная проверка показала, что на территории муниципального образования в р.п. Ишеевка на расстоянии 300 метров севернее очистных сооружений на ул. ... имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, аналогичные свалки выявлены на ул. ... в р.п. Ишеевка, а также в д. Максимовка в 200 метрах западнее ГУСО «Максимовский детский дом «Родник». Существование данных свалок создает опасность для жителей муниципального образования. При этом глава администрации МО «Ишеевское городское поселение» не надлежащим образом выполняет требования ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не контролирует вопросы сбора и утилизации бытовых отходов на территории сельского поселения. Просит признать бездействия ответчика в сфере сбора и вывоза ТБО с территории муниципального образования, выразившееся в организации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов незаконными, обязать МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» ликвидировать несанкционированные свалки ТБО на территории поселения. В судебном заседании заместитель прокурора Ульяновского района Т.Х. Ардыхан исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить. Пояснила, что до настоящего времени работа по ликвидации вышеуказанных свалок ТБО ответчиком не проведена, данные свалки не ликвидированы. Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Гурьева И.С. (действует на основании доверенности от **** г., выдана сроком на 1 год) в судебном заседании с доводами иска согласилась. Не оспаривала, что вышеуказанные несанкционированные свалки имеются на территории поселения и до настоящего времени не ликвидированы. МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района с ООО «******» на каждый квартал года заключает муниципальный контракт по оказанию услуг по благоустройству территории муниципального образования, в том числе и по очистке территории от мусора и ликвидации несанкционированных свалок ТБО. В данном случае несанкционированные свалки ТБО образовались в связи с тем, что ООО «******» не надлежащим образом исполнял обязательства по заключенному контракту. В ближайшее время свалки будут ликвидированы. Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, имеется отзыв, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, считают исковые требования законными и обоснованными. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетеля, учитывая мнение не явившегося представителя третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Из ст.ст. 2, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» следует, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов от негативного воздействия хозяйственной деятельности; отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Место строительства объектов размещения отходов определятся на основе геологических, гидрологических и иных исследований, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно на органы местного самоуправления возложена Обязанность органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, Пункты 4.1, 4.2, 4.20, 4.21, 4.23 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ 30.04.2003 года определяют порядок и требования, предъявляемые к выбору участка для размещения мест захоронения ТБО, их обустройства. Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Согласно статьи 4 Устава МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области» рабочий поселок Ишеевка и село Максимовка входят в состав территории поселения. Судом установлено, что на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района в р.п. Ишеевка на расстоянии 300 метров севернее очистных сооружений на ул. ... имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, аналогичные свалки выявлены на ул. ... в р.п. Ишеевка, а также в с. Максимовка в 200 метрах западнее ГУСО «Максимовский детский дом «Родник». Разрешения органов местного самоуправления на использование указанных территорий под свалки не имеется. Таким образом, данные свалки являются несанкционированными. Наличие несанкционированных свалок подтверждается фото-таблицами от **** года, которые были составлены в ходе прокурорской проверки, имеющимися в материалах дела, а также объяснением Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское сельское поселение» Морозова П.Н., который данный факт так же подтвердил. Кроме того, допрошенный в качестве свидетеля заместитель управляющего ООО «******» С.М.Х. показал суду, что согласно муниципального контракта по выполнению работ по благоустройству территории поселения, оказывают услуги МО «Ишеевское городское поселение» по цене и в сроки, предусмотренные контрактом. Производят уборку мусора на территории поселения, производят иные работы. Несанкционированные свалки убирают по письменному сообщению администрации поселения, однако, средств и времени на их уборку, как правило, не хватает. Все вышеуказанные свалки являются несанкционированными, населению некуда складировать бытовой мусор и отходы. Как только появится возможность, будут убирать и эти свалки. Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Данные нарушения создают условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения р.п. Ишеевка и д. Максимовка, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний. В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала, что именно на них Закон возложил обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения. Доводы представителя ответчика о том, что вины МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» не имеется в том, что на территории поселения имеются несанкционированные свалки, поскольку они заключили контракт с ООО «******», которое должно своевременно убирать несанкционированные свалки, суд считает несостоятельными и на законе не основанными. Судом установлено, что данные свалки имеют место на территории поселения длительное время, МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» не предприняло необходимых мер по недопущению образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения, не предприняло достаточных мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения, контроля со стороны ответчика за организацией и своевременной ликвидацией несанкционированных свалок так же не имеется. На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории р.п. Ишеевка и села Максимовка Ульяновского района Ульяновской области. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные на улице ... и в 300 метрах севернее очистных сооружений на улице ... в р.п. Ишеевка, а так же в селе Максимовка в 200 метрах западнее ГУСО Максимовский детский дом «Родник». Взыскать с Муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 дней. Судья: Л.К. Розанова