об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона



Дело № 2-75/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года                                                                    р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи                            Э.Р. Касымовой,

при секретаре                                                                         И.В. Малюга,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой Г.Ф. к Муниципальному учреждению “Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона

У С Т А Н О В И Л:

Маркова Г.Ф. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению “Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области (далее сокращенно МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области) об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона, указывая, что распоряжением главы администрации Большеключищенского сельсовета Ульяновского района Ульяновской области №* от *** ей был предоставлен земельный участок в ... площадью 0,10 га для строительства жилого дома. *** между ней и главным архитектором Ульяновского района С.В.П. был заключен Договор на строительство частного жилого дома на отведенном земельном участке. Весной 2003 года ее семья- она, муж, двое сыновей, приступили к строительству жилого дома. Осенью 2009 года строительство дома было завершено. В феврале 2010 года она занялась оформлением земельного участка, получила постановление №* от *** об уточнении расположения земельного участка и согласовании площади земельного участка- 0,15га. *** ей был выдан кадастровый паспорт земельного участка, а *** кадастровый паспорт жилого дома. В начале февраля 2011 года она обратилась в МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области по поводу заключения договора аренды, но выяснилось, что он может быть предоставлен ей только по итогам аукциона. Она с этим согласиться не может, поскольку строила жилой дом на протяжении почти 7 лет, затратила личные средства и силы, она не согласна с тем, чтобы земельный участок был выставлен на аукцион вместе с жилым домом, т.к. не может составить конкуренцию кому-либо в торгах. Правоотношения, имевшие место в 2002 году, не предполагали участия в аукционе. Просит обязать заключить с ней договор аренды земельного участка, предоставленного распоряжением №* от ***, расположенного по адресу: ..., без проведения аукциона.

Истица Маркова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области Родионова И.В. исковые требования не признала, пояснив, что распоряжение главы администрации Большеключищенского сельсовета Ульяновского района Ульяновской области №* от *** было принято с превышением полномочий, поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ, введенным в действие с 30.10.2001 года, полномочия по распоряжению земельными участками принадлежат органам местного самоуправления муниципальных районов. Правовых оснований к предоставлению истице в аренду спорного земельного участка без выставления на торги, не имеется. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки предоставляются по итогам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ “Администрация МО “Большеключищенское сельское поселение” Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск изложил позицию, аналогичную пояснениям представителя МУ “КУМИЗО МО “Ульяновский район” Ульяновской области.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письме в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” от 25.10.2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Спорный земельный участок находится в границах МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, однако ввиду того, что государственная собственность на землю на территории Ульяновского района не разграничена, решение о предоставлении данного земельного участка должно было приниматься МУ “Администрация МО “Ульяновский район” Ульяновской области.

В связи с изложенным распоряжение главы Администрации Большеключищенского сельсовета Ульяновского района Ульяновской области от *** №* о выделении земельного участка принято неполномочным органом.

Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ. Данная норма устанавливает порядок предоставления земельных участков исключительно для жилищного строительства, действует с 1.10.2005 года и является специальной по отношению к ст. 30 Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельных участков для строительства.

Согласно п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Кроме того, согласно абз. 4 п. 15 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Абзац 5 п. 15 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” от 25.10.2001 года № 137-ФЗ устанавливает, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

В данном случае акт о выборе земельного участка для строительства не оформлялся, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее данный акт, не принималось.

На момент вынесения распоряжения главы Администрации Большеключищенского сельсовета Ульяновского района Ульяновской области от *** №* земельный участок идентифицирован не был.

Земельно-правовые документы по формированию земельного участка, в частности подготовка землеустроительных документов, постановка земельного участка на кадастровый учет, были оформлены в 2010 году.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Марковой Г.Ф. к Муниципальному учреждению “Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования “Ульяновский район” Ульяновской области об обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения аукциона, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ:                                                               Э.Р. КАСЫМОВА

Решение изготовлено: 25 апреля 2011 года