об обязании обусроить подъезд к водоисточнику



Дело № 2-280/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2012 г.                                   р.п.Ишеевка

                                         Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи                В.М. Саяшкиной,

при секретаре      О.Н. Андреевой,

с участием пом. прокурора Ульяновского района                   Д.Н. Медкова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании обустроить подъезд к имеющемуся водоисточнику

У с т а н о в и л :

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании обустроить подъезд к имеющемуся водоисточнику, указав следующее.

Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации. В результате проведенной проверки установлено, что полномочия, представленные ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 22.07.2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрацией МО выполняются не в полной мере. Так, в соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в том числе относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно требованиям ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии с п.2 ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления. В нарушение указанных требований действующего законодательства администрацией муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» подъезд к имеющемуся водоисточнику, расположенному в с.Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области не обустроен, площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года отсутствует. Неисполнение возложенных полномочий в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц- жителей и иных граждан, временно пребывающих на территории МО «Тетюшское сельское поселение», противоречит принципам оперативности в ликвидации причин и условий возникновения пожаров.

Просит признать незаконными бездействие МУ Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области выразившееся в неисполнении ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, обязать ответчика обустроить подъезд к имеющемуся водоисточнику, расположенному в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомашин и забора воды в любое время года в срок до 01.11.2012 года.

    В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Медков Д.Н. поддержал и уточнил исковые требования, просит признать незаконным бездействие МУ Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области выразившееся в неисполнении ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 9.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности» утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 СП 8.13130.2009 согласно которого водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. В обоснование иска привел доводы, аналогичные тем, которые изложены в иске.

Представитель ответчика МУ Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования признает частично, факт нарушения требований пожарной безопасности, а также необходимости оборудования подъезда к имеющемуся водоисточнику, обустройства площадки (пирса) для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не оспаривает, просит установить срок исполнения решения до 01.06.2013 года, в связи с тем, что денежных средств в бюджете поселения на благоустройство подъезда к водоисточнику на 2012 год не заложены, дополнительных средств на выполнение работ не имеется.

    Представитель третьего лица ОНД по Ульяновскому району и г. Новоульяновску Управления надзорной деятельности по Ульяновской области Фадеев А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласен, указывая, что в с. Тетюшское Ульяновского района проживает 2 186 человек. В населенном пункте имеются многоэтажные дома, школа, детский сад, центр досуга и отдыха. Для целей пожаротушения имеется 23 пожарных гидранта, однако 18 из них неисправные. Кроме того пожарных гидрантов недостаточно, так как требуемый СНиП напор воды (5 литров в секунду) в них не обеспечен, в случае пожара обеспечить поступление воды в пожарную автомашину даже из исправных гидрантов невозможно. При возникновении ЧС приходится брать воду для пожаротушения в с. Баратаевка Засвияжского района г. Ульяновска. В населенном пункте имеется водоисточник и организация к нему подъезда и площадки (пирса) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомашин возможна.

Выслушав участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" регламентировано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Данное положение отражено в Уставе МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. Так, п.9 ст.8 Устава предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Как следует из «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» от 02.07.2008 года № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся в том числе водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности» утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Материалами дела установлено, что в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области проживает более 2 000 человек, на территории МО «Тетюшское сельское поселение» имеются искусственные и естественные водоисточники (сведения МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» от 20.07.2012 года).

В ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района совместно со специалистами ОНД по Ульяновскому району и г. Новоульяновску проверки было выявлено, что в населенном пункте с. Тетюшское имеющиеся водоемы не приспособлены для забора воды для нужд пожаротушения в соответствии с п. 94 «Правил пожарной безопасности в РФ», утв. Приказом МЧС от 18.06.2012 года № 313.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления принимать меры к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов предусмотрена Федеральным законом РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом РФ "О пожарной безопасности и другими нормативными актами, вместе с тем администрацией МО «Тетюшское сельское поселение» мероприятия, направленные на реализацию данных мер надлежащим образом не проводятся.

Бездействие администрации, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, в границах с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области нарушает права и законные интересы граждан.

Ссылка представителя ответчика в отзыве на отсутствие финансирования правового значения не имеет, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию возложенных на органы местного самоуправления полномочий с наличием финансовой возможности.

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом суд полагает необходимым отметить, что при надлежащем и своевременном исполнении МУ Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта указанных нарушений требований пожарной безопасности допущено бы не было.

Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в неисполнении ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 9.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности» утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 СП 8.13130.2009 незаконным, обязании МУ Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области обустроить подъезд к имеющемуся водоисточнику, расположенному в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомашин и забора воды в любое время года в срок до 01.11.2012 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области выразившееся в неисполнении ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 9.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности» утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 СП 8.13130.2009 незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области обустроить подъезд к имеющемуся водоисточнику, расположенному в с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомашин и забора воды в любое время года в срок до 01.11.2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья                                  В.М. Саяшкина

Мотивированное решение изготовлено: 30 июля 2012 года