о привлечении к административной ответственности



                                                                                                     Дело № 12-20/2011

РЕШЕНИЕ

21 октября 2011 года                                                                            р.п. Ишеевка

Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Мяльдзина С.Н.,

с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Шабанова А.Ю.,

адвоката Пысенкова А.И., представившего доверенность от ***,

при секретаре Сяськиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Пысенкова А.И. на постановление *** государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от ***, которым

Ермайкина И.А., *** года рождения, уроженка г.Ульяновска, с высшим образованием, исполняющая обязанности Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, проживающая в ***, привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области ***от *** Ермайкина И.А. привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Адвокат Пысенков А.И., действующий по доверенности, не согласившись с постановлением о назначении Ермайкиной И.А. наказания, обратился в Ульяновский районный суд с жалобой об отмене этого постановления. В обоснование своей жалобы указал, что согласно действующему законодательству административная ответственность для должностного лица наступает в случае умышленного или неосторожного неисполнения им своих служебных обязанностей. В обязанности должностного лица должно входить: сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребление или иными опасными веществами. Считает, что Ермайкина И.А. не является должностным лицом, у которого существуют такие обязанности. Выводы в постановлении о том, что Ермайкина И.А., как должностное лицо, несет за это ответственность, не основаны на законе. Поскольку к ответственности привлекается должностное лицо, в постановлении должна быть ссылка на её должностную инструкцию либо на трудовой контракт, в которых отражены её обязанности и которые ей не исполняются. Данные доказательств в постановлении отсутствуют, и они являются существенными обстоятельствами, подлежащими доказыванию при выяснении виновного поведения лица, которое привлекается к административной ответственности.

В постановлении указано, что был заключен договор с управляющей компанией. Считает, что надлежащее или нет исполнение обязательств управляющей компанией, нельзя ставить в вину Ермайкиной И.А., поскольку на ней не лежит обязанность по уборке и утилизации мусора. Организация ответствующих мероприятий лежит на поселении. Такие мероприятия были организованы, Ермайкиной И.А. были приняты все необходимые меры для реализации возложенных на неё обязанностей, что исключает состав правонарушения.

Федеральное законодательство не обязывает сотрудников администрации лично убирать мусор, а лишь обязывает организовать работу по уборке территорий муниципального образования, что Ермайкиной И.А. было сделано в силу её полномочий.

Если органы прокуратуры считают, что данные обязательства исполняются ненадлежащим образом, то они вправе обратиться с соответствующим иском в рамках гражданского, а не административного законодательства. На данный момент такой иск подан и дело рассматривается в суде. Таким образом, Ермайкиной И.А. как должностным лицом, были приняты все необходимые меры по соблюдению законодательства

Считает, что неверными являются выводы о том, что муниципальное образование должно нести ответственность за мусор, который сваливается гражданами, собственниками жилых домов на улицах поселения. В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действительно организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения. Однако, это не означает, что поселение отвечает за весь мусор не его территории. Мусор, который образуется при хозяйственной деятельности поселения, в должном порядке утилизируется и убирается. Мусор, который выбрасывают собственники жилых частных домовладений, должен убираться и утилизироваться за их счет, так как обязанности по утилизации мусора в компетенцию органов МСУ не входят и выделение денежных средств на это законом не предусмотрено. Аналогичная ситуация складывается и в жилых многоквартирных домах. Там собственники жилых помещений также обязаны за свой счет оплачивать сбор и вывоз мусора, который поручается управляющей компании или ТСЖ, ЖСК, ТИВК в зависимости от способа управления домом. Таким образом, собственники жилых домов обязаны самостоятельно нести бремя содержания своего имущества и обязаны за свой счет заключить договора на вывоз ТБО. Иное бы означало возникновение неравенства одних жителей поселения перед другими, так как, за жителей частных домов уборка мусора оплачивалась бы за счет поселения, а другие жители многоквартирных домов за свой счет. Такое неравенство в зависимости от места проживания нарушало бы Конституционные права граждан. Мусор, о котором говорится в постановлении, образовался в результате неправомерных действий граждан, проживающих в частном секторе, ответственность за данное правонарушение целиком лежит на них. Выброс мусора в неотведенных для этого местах образует состав административного правонарушения для граждан. Однако, данные граждане к ответственности не привлекались, их виновность в установленном законом порядке не выяснялась. Просит постановление *** от *** отменить, дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании *** Ермайкина И.А. доводы жалобы полностью поддержала. Дополнительно суду пояснила, что в её должностные обязанности входит общее руководство деятельностью ЖКХ. Действительно, согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и сбор вывоза ТБО относится к компетенции поселения. Однако законодательство не содержит четкого ответа о том, что является организацией такой работы. Организация это процесс совершенствования и его следует понимать как выполнение обязанностей в меру своих возможностей. Большая часть таких возможностей поселением была выполнена. Так, решением от *** *** утверждены Правила по благоустройству территории; решением от *** *** утверждены Правила предоставления услуг по вывозу ТБО; постановлением от *** *** – утвержден перечень размещения мест контейнерных площадок; постановлением от *** *** – утвержден график вывоза ТБО; и другие постановления, связанные в частности со сбором и вывозом ТБО. Администрация поселения не наделена функцией контроля ежедневной проверки вывоза мусора, хотя такой контроль и осуществляет. Но результата это пока не дает. До *** на территории поселения сбором и вывозом мусора домов частного сектора занимался ИП Волошин. С *** этим занимается ООО «Полигон», которая имеет соответствующую лицензию. ***, то есть на момент возбуждения дела прокурором, свалки на территории поселения в основном были ликвидированы, в прокуратуру были представлены соответствующие фотографии, но это никак учтено не было. Считает, что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Адвокат Пысенков А.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что лицо, исполняющее обязанности, в данном случае Ермайкина И.А., не может быть привлечена к административной ответственности по ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Имеющиеся расписки о том, что такие права разъяснялись, носят формальный характер. Ермайкина И.А. была лишена права на защиту.

Выслушав адвоката Пысенкова А.И., прокурора, полагавшего, что в действиях Ермайкиной И.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как усматривается из представленных материалов, по состоянию на *** прокуратурой Ульяновского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической безопасности населения на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. В ходе которой, установлено, что Администрацией поселения не решен вопрос об организации вывоза мусора с улиц Ленина, Советская, Пионерская, Солнечная, Подлесная, Свияжская, Магаданская, Зеленая, Северная, Березовая, Волжская, Цветочная, Энтузиастов, переулка Ленина. На указанных улицах не организованы контейнерные площадки. Кроме того, имеющиеся на территории р.п.Ишеевка контейнерные площадки, завалены отходами ТБО, которые складируются не только в специальных контейнерах, но и рядом – на земле и вдоль дорог. Несанкционированные свалки ТБО, где складируются пищевые отходы, отходы пластика, крупногабаритный мусор, строительный мусор, бумажные и иные отходы, расположены на перекрестке улиц Первомайская и Октябрьская, на улицах Колхозная, Гагарина, Школьная в р.п.Ишеевка. Администрацией поселения действенных мер по обязании ООО «Экопроект» к надлежащему выполнению договорных обязанностей не предпринимается, указанное привело к нарушению установленного графика вывоза ТБО. Бездействие администрации привело к тому, что ежедневно растете количество несанкционированных свалок на территории р.п.Ишеевка, то есть не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления и иных опасных веществ.

    В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Как установлено п.18 ч.1 ст.14 ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза мусора относятся к вопросам местного значения поселений, которые отвечают за сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

    Суд не может согласиться с доводами Ермайкиной И.А. и её адвоката Пысенкова А.И. о том, что она не является субъектом административного правонарушения.

    Санкция ст.8.2 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности как должностного, так и юридического лица.

    Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

    Как установлено в судебном заседании, Ермайкина И.А. является заместителем главы Администрации МО «Ишеевское городское поселение», в её должностные обязанности входит осуществление общего руководства деятельности системы ЖКХ на территории МО «Ишеевское городское поселение», на момент проведения проверки она исполняла обязанности главы Администрации МО «Ишеевское городское поселение». Следовательно, она является субъектом административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку обязана знать и соблюдать требования законодательства об экологической безопасности населения.

      Однако, как установлено судом Исполняющая обязанности Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ермайкина И.А. допустила указанные нарушения, не приняла всех необходимых мер по надлежащему и своевременному сбору, вывозу, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории поселения.

    Факт совершения Ермайкиной И.А. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

    постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ***; объяснениям Ермайкиной И.А. от ***, в которых она признает, что какого-либо акта об организации вывоза ТБО с 4 микрорайона р.п.Ишеевка отсутствует; распоряжением ***-л от *** «О возложении обязанностей»; постановлением *** от ***, которым утвержден график сбора и вывоза ТБО; постановлением *** от ***, которым утвержден перечень мест расположения контейнерных площадок; фотоснимками, из которых усматривается, что действительно имеют место несанкционированные свалки.

    Кроме того, необходимо учитывать, что ст.51 Федерального Закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    Согласно ч.1 ст.22 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения»,    отходы    производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Как установлено ст.1 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», опасными отходами признаются, в том числе, отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

    Твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, отходы древесины и других материалов, жидкие бытовые и другие коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и являются опасными отходами, особенно в жаркое время года.

    Судом достоверно установлено, что на территории МО «Ишеевское городское поселение» допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.

    Поскольку жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, именно к обязанностям Администрации поселения относится решение вопросов по организации сбора и вывоза отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, муниципального образования, и соответственно последующая обязанность по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.

    В связи с этим, суд считает привлечение исполняющей обязанности Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ермайкиной И.А. к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, законно и обоснованно.

    Доводы жалобы о том, что федеральный служащий, то есть Ермайкина И.А., не обязана лично выполнять обязанности по уборке и утилизации мусора, поскольку выполняет только организацию соответствующих мероприятий, и эти мероприятия были организованы, поэтому она не может привлекаться к ответственности как должностное лицо, не основаны на законе. Как уже было указано выше Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сбор, вывоз мусора относятся к вопросам местного значения поселений. Именно поселение отвечает за организацию надлежащего сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории поселения. Установлено, что исполняющей обязанности Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ермайкиной И.А., обязанности по решению вопросов в части организации сбора и вывоза отходов производства и потребления выполняются ненадлежащим образом.

    Также не состоятельными и надуманными суд считает доводы адвоката Пысенкова А.И. о том, что Ермайкиной И.А. не были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, было разъяснение пользоваться юридической помощью защитника.

Вместе с тем, суд считает, что наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей не мотивировано и назначено Ермайкиной И.А. без учета требований ч.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Так, в судебном заседании установлено, что ранее Ермайкина И.А. к административной ответственности не привлекалась, как должностное лицо, приняла меры к устранению выявленных нарушений законодательства об экологической безопасности населения, указанное является смягчающими ответственность обстоятельствами. В связи с чем, суд считает необходимым снизить размер назначенного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, до 10 000 рублей.

            Другие доводы жалобы адвоката Пысенкова А.И. не могут являться основанием для отмены постановления и прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области *** от *** в отношении Ермайкиной И.А. изменить, снизив размер административного штрафа до 10 000 рублей, в остальном постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                С.Н. Мяльдзина