Дело № 12-10/2011 РЕШЕНИЕ 18 июля 2011 года р.п. Ишеевка Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Трубачёва И.Г., с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Шабанова А.Ю., при секретаре Ключниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ковальчука В.И. на постановление государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от 30 мая 2011 года, которым Ковальчук В.И., ***, привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, установил: Постановлением государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от 30 мая 2011 года Ковальчук В.И. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Ковальчук В.И., будучи не согласным с указанным постановлением, обратился в Ульяновский районный суд с жалобой об отмене этого постановления, указав, что административная ответственность для должностного лица наступает в случае умышленного или неосторожного неисполнения им своих служебных обязанностей. Кроме того, в обязанности данного должностного лица должно входить: сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребление или иными опасными веществами. Однако, он не является должностным лицом, у которого существуют такие обязанности. Выводы в постановлении о том, что он, как должностное лицо, несет за это ответственность, не основаны на законе. К ответственности привлекается должностное лицо, а потому в постановлении должна быть ссылка на его должностную инструкцию или трудовой контракт, в котором отражены его обязанности, которые, в свою очередь, им не исполняются. Таких доказательств в постановлении нет, хотя это является существенным обстоятельством, подлежащим доказыванию при выяснении виновного поведения лица, привлекаемого к административной ответственности. В постановлении указывается о том, что им был заключен договор с управляющей компанией. Надлежащее или нет исполнение обязательств управляющей компанией нельзя ставить ему в вину, так как на нем не лежит обязанность по уборке и утилизации мусора, а только по организации соответствующих мероприятий. Такие мероприятия были им организованы. Если органы прокуратуры считают, что данные обязательства исполняются ненадлежащим образом, то они вправе обратиться с соответствующим иском в рамках гражданского, а не административного законодательства. Также являются неверными выводы о том, что именно муниципальное образование должно нести ответственность за мусор, который сваливается гражданами, собственниками жилых домов на улицах поселения. В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действительно организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения. Однако, это не означает, что поселение отвечает за весь мусор не его территории. Мусор, который образуется при хозяйственной деятельности поселения, в должном порядке утилизируется и убирается. Мусор, который выбрасывают собственники жилых частных домовладений, должен убираться и утилизироваться за их счет, так как обязанности по утилизации мусора в компетенцию органов МСУ не входят и выделение денежных средств на это законом не предусмотрено. Аналогичная ситуация складывается и в жилых многоквартирных домах. Там собственники жилых помещений также обязаны за свой счет оплачивать сбор и вывоз мусора, который поручается управляющей компании или ТСЖ, ЖСК, ТИВК в зависимости от способа управления домом. Таким образом, собственники жилых домов обязаны самостоятельно нести бремя содержания своего имущества и обязаны за свой счет заключить договора на вывоз ТБО. Иное бы означало возникновение неравенства одних жителей поселения перед другими, так как, за жителей частных домов уборка мусора оплачивалась бы за счет поселения, а другие жители многоквартирных домов за свой счет. Такое неравенство в зависимости от места проживания нарушало бы Конституционные права граждан. Мусор, о котором говорится в постановлении, образовался в результате неправомерных действий граждан, проживающих в частном секторе и не заключивших договоры на вывоз ТБО, а также ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией, которая на платной основе оказывает данную услугу (сбор и вывоз ТБО). Просит постановление №04-27/11 от 30.05.2011 года отменить, а дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения. Ковальчук В.И. в ходе судебного разбирательства доводы жалобы поддержал. Дополнительно суду пояснил, что факты, указанные в постановлении комитета, имеют место быть, однако, он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Начиная с 01.07.2011г., в 4-ом микрорайоне р.п. Ишеевка организован бестарный вывоз бытовых отходов. Выслушав мнение Ковальчука В.И., прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой района 13.05.2011г. проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. В ходе проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности населения выявлено, что на территории МО «Ишеевское городское поселение» по состоянию на 13.05.2011г. не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления и иных опасных веществ. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо. выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза мусора относятся к вопросам местного значения поселений, которые отвечают за сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Суд полагает, что Глава МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ковальчук В.И., как руководитель, обязан знать и соблюдать требования природоохранного законодательства. Однако, Глава МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ковальчук В.И. допустил указанные нарушения, но своевременно их не устранил, не принял все необходимые меры по надлежащему и своевременному сбору, вывозу, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории поселения. Факт совершения Ковальчуком В.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, договором управления многоквартирными домами на территории МО «Ишеевское городское поселение», из п. 2.2.5.3 которого следует, что на ООО «Экопроект» лежит обязанность по уборке контейнерных площадок, очистке урн от мусора, промывке урн, однако, со стороны Администрации МО «Ишеевское городское поселение» действенные меры по обязании ООО «Экопроект» к надлежащему выполнению договорных обязательств не предпринимаются, что привело к нарушениям установленных администрацией МО «Ишеевское городское поселение» графиков вывоза ТБО. Кроме того, вина Ковальчука В.И. подтверждается и фототаблицей, из которой усматривается, что действительно имеют место несанкционированные свалки, представляющие опасность для жителей населенного пункта, особенно в жаркое время года; Уставом МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение», которым предусмотрены полномочия Главы поселения. Согласно ст.51 Федерального Закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.1 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», опасными отходами признаются, в том числе, отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, отходы древесины и других материалов, жидкие бытовые и другие коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и являются опасными отходами, особенно в жаркое время года. Однако, в нарушение требований законов на территории МО «Ишеевское городское поселение» допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления. Учитывая, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, к обязанностям Администрации поселения относится и решение вопросов по организации сбора и вывоза отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, муниципального образования, что создает последующую обязанность по их сбору, вывозу, утилизации и переработке. Однако, Администрацией МО «Ишеевское городское поселение» своевременно и должным образом не решается вопрос об организации вывоза мусора, имеющиеся в р.п. Ишеевка контейнерные площадки завалены отходами ТБО, которые, как видно из фототаблицы, складируются не только в специализированных контейнерах, а около них - на земле и на неасфальтированных площадках, а также вдоль дорог. Бездействие со стороны администрации поселения приводит к тому, что количество несанкционированных свалок, представляющих опасность для жителей населенных пунктов МО «Ишеевское городское поселение» ежедневно растет, тем самым нарушаются нормы экологического законодательства на территории поселения. В связи с этим, суд считает обоснованным привлечение Главы МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ. Доводы Главы Администрации МО «Ишеевское городское поселение» Ковальчука В.И. о том, что на нем не лежит обязанность по уборке и утилизации мусора, а только по организации соответствующих мероприятий, а соответствующие мероприятия им были организованы, в связи с чем, он не несет ответственность как должностное лицо по ст.8.2 КоАП РФ, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сбор, вывоз мусора относятся к вопросам местного значения поселений. И именно поселение отвечает за организацию надлежащего сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории поселения. Однако, Главой МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» обязанности по решению вопросов в части организации сбора и вывоза отходов производства и потребления выполняются ненадлежащим образом, что выразилось в массовой организации несанкционированных свалок и нарушении экологического законодательства на территории поселения. При назначении административного наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, его имущественное положение, смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Как установлено в судебном заседании, Администрацией МО «Ишеевское городское поселение» предприняты меры к устранению указанных нарушений, что является смягчающим ответственность обстоятельством. Однако, оснований для изменения размера назначенного наказания не имеется, поскольку Ковальчуку В.И. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах суд не находит оснований к отмене постановления о наложения административного штрафа на заявителя. Другие доводы жалобы Ковальчука В.И. также не могут являться основанием для отмены постановления и прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд решил: Постановление государственного инспектора комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от 30 мая 2011 года в отношении Ковальчука В.И. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течении 10 дней со дня вручения копии решения через Ульяновский районный суд Ульяновской области. Судья: И.Г.Трубачева