несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами



                                                                                            Дело № 5-1/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 февраля 2011 года                                                                                   р.п. Ишеевка

      Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Трубачёва И.Г.,

с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Шабанова А.Ю.,

лица, привлекаемого к административной ответственности Матросова Е.Г.,

при секретаре Куренковой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении

Матросова Е.Г., ***

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской областис 14.01.2011. по 21.01.2011г. проверки соблюдения экологического законодательства в деятельности ИП Матросова Е.Г., осуществляющего свою деятельность по адресу: ***, выявлены нарушения при сборе, складировании, транспортировке, хранении отходов производства и потребления. В нарушение требований законов в период с августа 2010 года по настоящее время ИП Матросов Е.Г. занимается деятельностью по закупке и переработке отходов, при этом класс опасности отходов не определяется, паспорта на отходы отсутствуют. Перевозка отходов производится силами ИП Матросова Е.Г. Лицензия на обращение с отходами у ИП Матросова Е.Г. отсутствует. Согласно объяснениям ИП Матросова Е.Г. какие-либо документы на имеющиеся отходы у него отсутствуют. Таким образом, ИП Матросов Е.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела в суде Матросов Е.Г. вину не признал, пояснив, что используемые отходы - мягкие отходы (полимерные материалы) относятся к 5 классу опасности, закон не предусматривает лицензирование данного вида деятельности.

Выслушав пояснения Матросова Е.Г., заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит установленной вину Матросова Е.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч. 1 ст. 2).

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов является их хранение и захоронение.

Под паспортом отходов подразумевается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В силу требований ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон «О Лицензировании»).

В соответствии с Законом «О лицензировании», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (п. 74 ст. 17).

Из материалов дела усматривается, что Матросов Е.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 20 июля 2010г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 73 № 002144485.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что ИП Матросов Е.Г. занимается производством пластмассовых плит, полос, труб и профилей.

Статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

В соответствии с п.2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 30.12.2008г. № 309-ФЗ).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно статье 4.1 названного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).

В целях реализации статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001г. № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее Критерии).

Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС).

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4.

В соответствии с пунктами 3, 4 Критериев, отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002г. № 786.

Однако, Матросов Е.Г., в виду отсутствия у него паспортов на отходы, не подтвердил отнесение отходов к конкретному классу опасности, нарушив тем самым требования к обращению с опасными отходами. В силу указанных норм законодательства производитель отходов должен подтверждать класс опасности вырабатываемых им отходов.

Оценивая совокупность исследованных в суде доказательств, суд приходит к выводу о том, что в нарушение указанных выше требований законов в период с августа 2010 года по настоящее время ИП Матросов Е.Г. занимается деятельностью по закупке и переработке отходов, при этом класс опасности отходов не определяется, паспорта на отходы отсутствуют. Перевозка отходов производится силами ИП Матросова Е.Г. Лицензия на обращение с отходами у ИП Матросова Е.Г. отсутствует.

Данный факт Матросовым Е.Г. не оспаривается, какие-либо документы на имеющиеся отходы у него отсутствуют.

Совокупностью данных доказательств, признанных судом допустимыми, суд находит вину ИП Матросова Е.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, полностью доказанной.

Доказательств обратного Матросов Е.Г.суду не представил.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, который в течение последнего года к административной ответственности по аналогичной статье не привлекался, также судья учитывает его семейное и материальное положение, в качестве смягчающих ответственность обстоятельств учитывает привлечение к административной ответственности по данной статье впервые, наличие несовершеннолетнего ребенка; отягчающие ответственность обстоятельства по делу отсутствуют.

Суд считает, что с учетом всех обстоятельств дела, достижение целей административного наказания по отношению к индивидуальному предпринимателю Матросову Е.Г. может быть обеспечено путем назначения штрафа.              

Оснований для прекращения дела, либо для освобождения индивидуального предпринимателя от ответственности, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Матросова Е.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с перечислением денежных средств на счет Управления Федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области (Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области), р/с 40101810100000010003, ИНН 7325053978, КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 20311625050010000140.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                              И.Г. Трубачёва